Выгорел в вере. Что делать?

Вопрос читателя:

Здравствуйте!

Что делать, если я «выгорел»?

Не получается и нет желания молиться, нет покаяния на молитве, сокрушения, внимания, читаю так: побыстрее закончить. Готовлюсь не ответственно к исповеди, читаю канон только «для правила», это теплохладность, забвение. Не получается каяться и не укоряю себя за грехи, за гордыню… И не получается стяжать смирения. Как будто я забыл о Боге вообще, нет ревности, как раньше, все только формально, а внутри пустота и не творю заповедей и т.д. Видимо, это гордыня или прелесть, или теплохладность. Как выйти из этого состояния?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Здравствуйте!

Как же ответить Вам на Ваш вопрос, не зная Вас и не видя Вас? Это невозможно! Вы перечисляете список внутренних состояний, но как понять, какое из них — Ваше?

Я думаю, самый верный тут способ действия — это Вам поговорить с Вашим духовником. Не укутываться аскетической терминологией, а спокойно своими словами объяснить ему, что происходит: молиться не хочется, каяться не знаю как, духовная жизнь неинтересна. И обсудить с ним этот вопрос.

Тут ведь вот что существенно: если Вы в Церкви относительно недавно (год, два), может быть, это в Вас неофитский задор пропал, вопрос, почему он пропал. Либо Вы на себя слишком много «Подвигов» взяли, причем без благословения, либо у Вас нормальным образом неофитский период восторгов закончился и начинается время некоторых трудов и понуждения себя к молитве и хоть к какой-то работе над собой. Не в смысле «хочу каяться», а в смысле «а вот теперь я реально осознаю, в чем я неправ».

Другое дело, если Вы вели духовную жизнь, скажем, лет 10, 15.20, вели нормально, регулярно, осознанно, и вдруг наступило такое состояние. Тут разговор уже другой будет. Еще один вариант — если Вы были при Церкви, но больше в Вас было внешнего благочестия, Вы больше казались, чем были, и теперь пришла пора заниматься духовной жизнью по-настоящему, из глубины сердца.

Все это по письму обговорить невозможно.

Так что Ваш вариант тут — это поговорить с духовником лично и наметить пути, по которым Вы будете двигаться, исходя из Вашей ситуации. Уверен, вместе Вы найдете способы, как оживить Вашу духовную жизнь.

И не надо рваться куда-то сразу совсем далеко.

Про смирение вот можете почитать: Что такое смирение? Как видите, начинать тут нужно с малого — хотя бы с объективной оценки себя в этом мире — в семье, с друзьями, на работе, в храме. Просто с адекватной оценки и с того, чтобы вести себя соответственно своему положению и состоянию. В семье исполнять свою роль, на работе — работать хорошо, качественно, без лени, расти, повышать квалификацию и так далее, с друзьями — быть надежным другом, и так далее. Спокойно и честно оценив себя, Вы сразу поймете, где и чего Вам недостает, и, предполагаю, речь пойдет не о вершинах духовной жизни, а сперва о вещах очень простых. Вот та же гордыня — это же, говоря по-бытовому, переоценка своих сил и значимости. Проведите аудит, где Вы себя переоцениваете, и сделайте вывод: не переоценивать, а если хотите более высокий «балл», работайте над тем, чтобы он на самом деле Вам соответствовал (например, на работе). В общении будьте проще, интересуйтесь жизнью близких, смотрите, чем можете быть им полезны — развеселить, помочь, поддержать, побыть рядом. Если все это Вам не под силу, посмотрите, что мешает: у самого сил нет? жалко свои силы потратить? неинтересны Вам другие люди? а почему так? И начинайте разбираться с каждым моментом по порядку, один за другим, спокойно.

Насчет заповедей тут говорить надо. Наверное, все же Вы не крадете и не убиваете, верно? Что же Вы — жене изменяете? Бога не почитаете? Родителей не чтите? Завидуете, что у коллег нагрузка меньше, а зарплата больше, квартира лучше и машина быстрее? Вы посмотрите конкретно, в чем Вы эти заповеди не исполняете — не абстрактно, а в реалиях Вашей жизни. И если для Вас важны заповеди — а я думаю, что важны, потому что Вы человек церковный, думающий, понимающий — Вы поймете, как подправить Вашу жизнь так, чтобы в простых делах она заповедям соответствовала. Если хотите вдохновения — почитайте толкования на Писание — и Ветхого, и Нового заветов (если Вы и про заповеди блаженства тоже). Может быть, найдете там для себя советы, что поменять в жизни.

Духовная жизнь — это ведь не свод правил «в целом», это очень конкретная практическая реализация идеала любви, а идет она в очень, повторюсь, конкретных и часто небольших вещах, даже бытовых.

А насчет прелести… вряд ли Вы будучи мирянином, сильно подвизаетесь в молитве. дай Бог, конечно, но тогда Вы должны быть в тесном контакте с духовником, чтобы он Вами руководил. Поэтому прелесть, стало быть, это все та же неадекватная самооценка, о чем я и написал выше. немного присмотритесь к себе и уберите иллюзии о самом себе — и станет намного проще и интереснее жить.

А что касается правила… А Вы все слова в нем понимаете? Вот спроси Вас, что это значит, Вы про все ответите, все сможете с церковнославянского на русский перевести? Если нет, может быть, Вам словарь купить, подписать сверху карандашиком значения непонятных слов, попросить кого-то в храме помочь с грамматикой и читать молитвы не «в целом», а понимая их смыслы и применяя к себе? В том же правиле есть прошения обо всем, что нужно человеку в жизни и в конкретный день. Вы их видите? Если нет, вчитайтесь в текст и честно посмотрите все слова.

Что касается канонов, помимо перевода незнакомых слов я бы Вам советовал почитать про структуру канона. Вы ведь понимаете, что это тексты, написанные в определенной стилистике? В них всегда 9 песней, вторая обычно опускается (Вы знаете, почему?), каждая песнь в любом каноне посвящена одной и той же теме, но подана тема по-разному. На самом деле, это очень красиво! Откройте для себя заново молитвы и каноны, разберитесь, что Вы читаете. Или вот молитвы, ведь каждая молитва написана конкретным человеком. Вы понимаете, что это за люди — когда жили, чем, почему писали молитвы, какая у них биография, почему они в Церкви? В сети полно информации — жития, статьи, книги. Почитайте их!

С Богом!

Сообщение Выгорел в вере. Что делать? появились сначала на Православный журнал «Фома».

Фома

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *