Воскресенье, 8 ноября 2020 года: что будет в храме?

Воскресенье – выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь – посещению храма. В этот день мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии.

В проекте «Готовимся к воскресенью» мы стараемся помочь вам осознанно прийти в Церковь, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также кратко рассказать о святых, поминаемых Церковью в воскресенье, 8 ноября.


Воскресенье, 8 ноября 2020 года, великомученика Димитрия Солунского

В неделю двадцать вторую по Пятидесятнице мы обращаемся в молитве к древнему святому — великомученику Димитрию Солунскому. Не менее важным событием воскресного дня стало необычное для церковного календаря воспоминание: более 12 веков назад в Царьграде — нынешнем Константинополе — произошло землетрясение, ставшее знамением конца царствования императора- иконоборца Льва III. В благодарность от избавления от этого бедствия установили его общецерковную молитвенную память и составили тропарь и кондак:

Тропарь воспоминания великого и страшного трясения:

Призираяй на землю и творяй ю трястися,/ избави ны страшнаго труса прещения, Христе Боже наш,/ и низпосли нам богатыя милости Твоя// молитвами Богородицы, и спаси ны.

Перевод: Обращающий внимание на землю и заставляющий ее сотрясаться, избавь нас от страшной угрозы землетрясения, Христос Бог наш, и ниспошли нам богатые милости Твои по молитвам Богородицы, и спаси нас.

Кондак воспоминания великого и страшного трясения:

Избави труса тяжкаго всех нас, Господи,/ и язвы нестерпимыя грех ради наших,/ пощади, Господи, православныя люди Твоя,/ яже стяжал еси Твоею Кровию, Владыко,/ и град не предаждь в погибель трусом страшным,/ иного бо, разве Тебе, Бога не вемы,/ и воззови поющим:// Аз есмь с вами, и никтоже на вы.

Перевод: Избавь от землетрясения тяжелого всех нас, Господи, и от ран нестерпимых из-за наших грехов, пощади, Господи, православных людей Твоих, которых ты обрел Твоей Кровью, Владыка, и город не предай погибели от страшного землетрясения, ибо никакого другого бога, кроме Тебя, Боже, мы не почитаем, и воззови поющим: «Я с вами и никто против вас».

Подробнее о православном понимании стихийных и революционных бедствий читайте в наших материалах:

Бог сердится? Христианский взгляд на катастрофы

Пасха в эпоху катастрофы

Русская катастрофа глазами очевидцев

История Библейских катастроф


День памяти святых

Великомученик Димитрий Солунский (около 306)

Воскресенье, 8 ноября 2020 года: что будет в храме?

Краткое житие святого слушайте на радио «Вера»

Мученик Лупп Солунский (Фессалоникийский) (после 306)

Воскресенье, 8 ноября 2020 года: что будет в храме?

Рассказ о слуге великомученика Димитрия Солунского, творившего чудеса и добровольно избравшего казнь, слушайте на радио «Вера».

Преподобный Афанасий Мидикийский (около 814)

Преподобный Афанасий Мидикийский по любви к иноческой жизни тайно ушел из родительского дома, но был насильно возвращен отцом. Однако через некоторое время Афанасий с разрешения отца поступил в Мидикийский монастырь в Вифинии. Он был сподвижником преподобного Никиты (память 3 апреля) и скончался около 814 года. На его могиле выросло кипарисовое дерево, от которого по благодати Божией происходили исцеления.

Преподобный Феофил Печерский, Новгородский, в Дальних пещерах (около 1482 — 1484)

Воскресенье, 8 ноября 2020 года: что будет в храме?

«Или не изменяйте Православию, — говорил он им, — или не буду пастырем отступников, но иду назад в смиренную келию, откуда извлекли вы меня на позорище мятежа» — всего восемь лет святитель Феофил был архиепископом Новгорода и Пскова — последним из избранных на народном вече. Он много раз заступался за новгородцев как перед литовцами, так и перед московским князем Иоанном, который в 1480 году отправил его в Москву в Чудов монастырь. Вскоре он опасно заболел. В сонном видении ему явился святитель Нифонт Новгородский († 1156): «Ты обещал поклониться святым Печерским, но не исполнил обещания, — за то Господь сократил лета жизни твоей. Разве не знаешь, что не исполнивший обета Богу, не увидит лица Божия». Тогда святитель отправился в Киев, но болезнь его усилилась, и он получил откровение, что хотя не дойдет живым до пещер, но тело его упокоится в них. После этого святой скончался, а нетленное его тело в осмоленной колоде приплыло под Печерский монастырь. Честные мощи его ныне покоятся в Дальних (Феодосиевых) пещерах.

Преподобный Димитрий Басарбовский, Болгарский, Румынский (около 1685)

Воскресенье, 8 ноября 2020 года: что будет в храме?

Существует несколько вариантов жития чудотворца, почитаемого с середины ХХ века покровителем Бухареста.

Читать житие

1. Святой был мирянином, имел несколько овец. На берегу реки заложил небольшой виноградник, устроил хижину среди скал и провел в уединении всю жизнь. Здесь он умер (предположительно в 1685 году) и был погребен. Благочестивые христиане перенесли его мощи в село Басарбово, где они прославились чудесами.

2. Святой был сыном бедных благочестивых родителей. С детства любил домашних животных — с большой любовью относился он ко всякому живому существу. Односельчане поручили ему пасти скотину. Однажды, раздавив случайно гнездо с птенцами, он наложил на себя наказание: 3 года ходил босой летом и зимой.

3. Преподобный был женат, но бездетен. Овдовев, поступил в окрестный скальный монастырь, где был пострижен и подвизался с большим усердием, пребывая в бдении, посте и молитве. Предвидя час своей кончины, оставил обитель и удалился на берег р. Русенски-Лом, лег между большими камнями, как в гробнице, и почил о Господе. Однажды сильный ливень вызвал подъем воды в реке, и святые останки вместе с камнями были смыты паводком. Какое-то время мощи пребывали в безвестности, но святой явился одной мучимой бесами девице из Басарбова и сказал ей, что она исцелится, если его останки поднимут со дна реки. Мощи святого были извлечены из воды и положены в сельской церкви. Вслед за этим не только бесноватая, но и многие другие болящие получили исцеление, что и прославило святого Димитрия.

Во время Русско-Турецкой войны (1768-1774) мощи намеревались вывезти в Россию, чтобы спасти от поругания. Однако когда ковчег со святыней прибыл в Бухарест, благочестивый христианин, богатый купец Хаджи (Паломник) Димитрий, и митрополит Унгро-Влахийский Григорий II обратились с просьбой к представителю русских войск оставить мощи в столице. Благодаря их ходатайству в июле 1774 года мощи остались в кафедральном соборе Бухареста, в связи с чем было установлено празднование святому 8 июля. Мощи почивают там и поныне. 27 октября 1955 года Румынская Православная Церковь торжественно прославила преподобного Димитрия в лике святых.

Свернуть


Традиции православного богослужения

Накануне воскресного дня, в субботу 7 ноября, Церковь обращается в молитве к Богу об усопших. Этот день называется Родительской субботой.

Дело в том, что великомученика Димитрия Солунского почитали на Руси несколько веков до того, как была установлена Димитриевская родительская суббота в 1380 году. Но именно тогда решили ближайшую субботу перед днем памяти святого вспоминать подвиг павших в Куликовской битвы воинов. И с тех пор в Димитриевскую субботу Церковь поминает не только погибших защитников отечества, но и всех усопших православных христиан.

Ответы на вопросы о поминовении усопших читайте в нашем материале «11 вопросов о поминовении усопших».


Особенности православного богослужения

Многие приходя в храм стремятся написать записки, чтобы во время богослужении возносилась молитва об особенно дорогих живых и умерших христианах. Не многие при этом знают, что в воскресные дни поминовение усопших (тех, кто уснул в ожидании Страшного суда) не должно совершаться — именно поэтому существуют родительские субботы. Но не во всех храмах есть возможность служить по субботам, и в последнее время возросло количество тех, о упокоении кого хотелось бы помолиться.

Чтобы понять, когда именно в воскресные можно услышать в храме молитву об усопших, читайте материал «От чтения Евангелия до Херувимской. Слово Бога и человека. Беседы о литургии».


Чтение Евангелия:

Евангелие от Матфея, глава 8, стихи 23— 27

Читать отрывок

23 И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его. 24 И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал. 25 Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем. 26 И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина. 27 Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему?

Свернуть

Комментирует священник Дмитрий (Барицкий)

Евангелие от Луки, глава 16, стихи 19 — 31

Читать отрывок

19 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. 20 Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях 21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. 22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. 23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его 24 и, возопив, сказал: «отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем». 25 Но Авраам сказал: «чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; 26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят». 27 Тогда сказал он: «так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, 28 ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения». 29 Авраам сказал ему: «у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их». 30 Он же сказал: «нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются». 31 Тогда Авраам сказал ему: «если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят».

Свернуть

Комментирует священник Павел (Великанов)

Евангелие от Иоанна, глава 15, стихи 17 — 27, глава 16, стихи 1 — 2

Читать отрывок

17 Сие заповедаю вам, да любите друг друга. 18 Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. 19 Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. 20 Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. 21 Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня. 22 Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем. 23 Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего. 24 Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего. 25 Но да сбудется слово, написанное в законе их: «возненавидели Меня напрасно». 26 Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; 27 а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною.

1 Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились. 2 Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу.

Свернуть

Комментирует священник Дмитрий (Барицкий)

Апостольское чтение:

Послание Апостола Павла к евреям, глава 12, стихи 6 — 15, 25 — 27

Читать отрывок

6 Ибо Господь, кого любит, того наказывает;
 бьет же всякого сына, которого принимает». 7 Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? 8 Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы — незаконные дети, а не сыны. 9 Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? 10 Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей — для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его. 11 Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности. 12 Итак укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени 13 и ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось. 14 Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа. 15 Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие;

25 Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес, 26 Которого глас тогда поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: «еще раз поколеблю не только землю, но и небо». 27 Слова: «еще раз» означают изменение колеблемого, как сотворенного, чтобы пребыло непоколебимое.

Свернуть

Комментирует священник Антоний (Борисов)

Послание Апостола Павла к галатам, глава 6, стихи 11 — 18

Читать отрывок

11 Видите, как много написал я вам своею рукою. 12 Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов, 13 ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти. 14 А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира. 15 Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь. 16 Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию. 17 Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем. 18 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь.

Свернуть

Комментирует епископ Феоктист (Игумнов)

Второе Послание Апостола Павла к Тимофею, глава 2, стихи 1 — 10

Читать отрывок

1 Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом, 2 и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить. 3 Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. 4 Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику. 5 Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться. 6 Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов. 7 Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем. 8 Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему, 9 за которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз. 10 Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою.

Свернуть

Комментирует епископ Феоктист (Игумнов)


Вопрос о посмертной участи продолжает волновать людей, задумывающихся о смерти. Редакция «Фомы» подробно изучила вопрос о том, где находились древние праведники, подобные Лазарю и жившие до пришествия Спасителя. Но не менее важным сегодня становится понимание того, что именно нужно человеку, чтобы попасть в Царствие Небесное? Возможно ли это современному человеку, не способному на терпение древних мучеников или подвиги преподобных отцов, почитаемых Церковью сегодня? Как спастись человеку, который только начал задумываться о Боге и понял, что исправить свою жизнь очень сложно?

На вопросы читателей, недавно пришедших в Церковь, отвечают наши постоянные авторы в подборке «Как спастись заядлому грешнику?».

Редакция «Фомы» желает вам доброго воскресного дня в храме!

Сообщение Воскресенье, 8 ноября 2020 года: что будет в храме? появились сначала на Православный журнал "Фома".

Фома

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *