Воскресенье, 2 августа 2020 года: что будет в храме?

Воскресенье – выходной, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь – посещению храма. Утром этого дня мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии.

Продолжаем проект «Готовимся к воскресенью», чтобы помочь вам осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из Священного Писания и его толкованиями, а также с житием пророка Илии и других святых, поминаемых Церковью в воскресенье 2 августа.


Воскресенье, 2 августа 2020 года, праздник пророка Илии

Восьмое воскресенье по Пятидесятнице в этом году приходится на 2 августа — праздник одного из самых почитаемых пророков — Илии. Из Ветхого Завета мы знаем, что за свою пламенную ревность он был взят на Небо живым. Это чудо описал его ученик, пророк Елисей, который видел восхождение Илии на небо в огненной колеснице.

Евангельское чтение воскресного дня больше обычного и состоит из двух отрывков, как и апостольское чтение. Кроме того 2 августа Церковь чтит три иконы Божией Матери и 13 прославленных новомучеников российских, пострадавших в годы гонений начале ХХ века.

Подробнее о пророке Илии читайте в наших материалах:

Кто есть кто в Библии: пророк Илия

Почему Бог взял пророка Илию на небеса?

Как Господь силой одного человека вершит судьбы народа, или за что Илья так высоко вознесен и иудаизмом, и христианством, и исламом?

Пророк Илия уже приходил на землю?

«Кто такие пророки и в чем смысл их служения? Сохранился ли пророческий дар в Церкви и зашифрованы ли в Библии предсказания о будущем?» — отвечает протоиерей Алексий Емельянов.

Тропарь пророка Илии

Во пло́ти А́нгел,/ проро́ков основа́ние,/ вторы́й Предте́ча прише́ствия Христо́ва Илия́ сла́вный,/ свы́ше посла́вый Елисе́еви благода́ть,/ неду́ги отгоня́ти/ и прокаже́нныя очища́ти,// те́мже и почита́ющим его́ то́чит исцеле́ния.

Кондак пророка Илии

Проро́че и прови́дче вели́ких дел Бо́га на́шего,/ Илие́ великоимени́те,/ веща́нием твои́м уста́вивый водото́чныя о́блаки,// моли́ о нас еди́наго Человеколю́бца.

Молитва святому пророку Божию Илии

О прехвальный и пречудный пророче Божий Илие, просиявый на земли равноангельным житием твоим, пламеннейшею ревностию по Господе Бозе Вседержителе, еще же знамении и чудесы преславными, таже, по крайнему благоволению к тебе Божию, преестественно восхищенный на огненней колеснице с плотию твоею на Небо, сподобльшийся беседовати с Преобразившимся на Фаворе Спасителем мира, и ныне в райских селениих непрестанно пребываяй и предстояй Престолу Небеснаго Царя! Услыши нас, грешных и непотребных, в час сей предстоящих пред святою твоею иконою и усердно прибегающих к ходатайству твоему. Моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною своею благодатию да поможет нам оставити пути нечестия, преспевати же во всяком деле блазе; да укрепит нас в борьбе со страстьми и похотьми нашими; да всадит в сердце наше дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности к Славе Божией и спасению ближних. Упраздни молитвами твоими, пророче, злыя обычаи мира, паче же погибельный и тлетворный дух века сего, заражающий христианский род неуважением к Божественней православной вере, к уставом Святыя Церкве и к заповедем Господним, непочтением к родителем и властем предержащим, и низвергающий людий в бездну нечестия, развращения и погибели. Отврати от нас, пречудне пророче, предстательством твоим праведный гнев Божий и избави вся грады и веси Отечества нашего от бездождия и глада, от страшных бурь и землетрясений, от смертоносных язв и болезней, от нашествия врагов и междоусобныя брани. Укрепи твоими молитвами, преславне, предержащия власти наша в велицем и многотруднем подвизе народоправления, благопоспешествуй им во всех благих деяниих и начинаниих к водворению мира и правды в стране нашей. Пособствуй христолюбивому воинству во бранех со врагами нашими. Испроси, пророче Божий, от Господа пастырем нашим святую ревность по Бозе, сердечное попечение о спасении пасомых, мудрость во учении и управлении, благочестие и крепость, во искушениих, судиям испроси нелицеприятие и безкорыстие, правоту и сострадание к обидимым, всем начальствующим попечение о подчиненных, милость и правосудие, подчиненным же покорность и послушание ко властем и усердное исполнение своих обязанностей; да тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ в Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение со безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом во веки веков. Аминь.


День памяти святых

Преподобный Авраамий Галичский, Чухломский (1375)

Преподобный Авраамий Галичский был учеником преподобного Сергия Радонежского. В 1350 году по благословению преподобного ушел в пустынное место, населенное чудскими племенами. Здесь обрел икону Божией Матери и основал обитель. Всего за 25 лет жизни в Галичской стране он основал четыре монастыря, посвященные Божией Матери.

Краткое житие преподобного Авраамия случайте на радио «Вера»

Преподобномученик Афанасий Брестский (1649)

Он был учителем, но принял монашество в 1627 году. Передача в 1636 году монастыря иезуитам произвела сильное впечатление на святого. Он написал «жалобный лист» к Пресвятой Богородице, где рассказал о притеснениях, чинимых Православию со стороны католиков и униатов. Письмо подписали многие и положили у чудотворной Купятицкой иконы Божией Матери. Через год он отправился собирать милостыню на обновление монастырской церкви и дошел до царя Михаила Феодоровича в Москве. И на сеймы в Варшаву о приезжал не раз — выступал с жалобой на бесправное положение православных в Польше, за что его посадили под стражу, лишили сана — помогло только вмешательство митрополита. В 1648 был ложно обвинен в связях с казаками, после отказа отречься от православной веры подвергнут жестокой казни: следы мучений дали повод предположить, что святой был похоронен заживо.

Краткое житие преподобномученика Афанасия слушайте на радио «Вера»

Новомученики и исповедники Российские

Священномученик Константин Словцов (2 августа 1918)

Выпускник Тобольской Духовной семинарии в 1912 года был рукоположен в сан диакона, а через два дня — в сан священника. С сентября 1913 года и до дня мученической кончины отец Константин служил в селе Егоршинском Ирбитского уезда в церкви во имя Пророка Божия Илии.

Летом 1918 года в районе начался красный террор. Отец Константин мог уехать из села, но он продолжал служить. В селе вспыхнуло восстание против большевиков мобилизованных в Красную армию железнодорожных рабочих и служащих: им не выплатили жалование, не выдали обещанную муку, продовольственный паёк, тем самым обрекая их семьи на голод. «Организаторов восстания» арестовали и расстреляли. Особенно зверски красные расправились с отцом Константином: перед смертью его мучили, кололи штыками, отрубили нос вместе с верхней губой.

Священномученик Александр Архангельский (1 февраля 1874 — 2 августа 1930)

Семья Александра Николаевича была большой (7 детей) к 1904 году, когда его в Воронежской епархии рукоположили в сан диакона, а через два года – в сан священника. Но вскоре он взял к себе двух сирот. оставшихся после смерти родителей-крестьян. Семья священника была дружной, дети беззаветно любили отца и мать и были очень послушны. Как-то на пути в Усмань, где его дети учились в гимназии, он стал свидетелем пожара и успел вынести трехлетнюю девочку.

Когда пришли к власти большевики и потребовали от священника отдать свой дом под школу, отец Александр согласился. Так отдал книги и журналы, а затем и домашнюю мебель. Но школа существовала недолго: учителя и учащиеся стали часто болеть и обратились к власти, чтобы закрыть ее, поскольку занятия проходят в доме, отнятом у семьи священника.

В 1918 году власти попытались арестовать священника и убить. Тогда он ушел пешком в Усмань, а оттуда в Воронеж, где получил назначение в храм в селе Липовка, где прослужил два с половиной года. Затем в храме села Мечешка, и до самого ареста, – в Успенской церкви в селе Бутурлиновка, где был возведен в сан протоиерея и назначен благочинным.

8 апреля 1930 года отец Александр был арестован. На допросах он не призвал себя виновным. Вечером 2 августа ему объявили приговор, затем погрузили в машину, чтобы везти в окрестности Воронежа и учинить расправу. В десять часов вечера того же дня его расстреляли.

Священномученик Феодор Яковлев (1897 — 2 августа 1930)

Родился в семье крестьянина Санкт-Петербургской губернии, окончил семь классов Воронежского реального училища. После октябрьского переворота был мобилизован в Красную армию, затем служил в милиции в губернском продовольственном комитете. В разгар гонений на Церковь он был рукоположен в сан священника, служил в храме Алексеевского монастыря и вместе с духовенством монастыря был арестован в начале 1930 года.

Вместе с ним были арестованы иеромонахи Георгий (Пожаров) и Кирилл (Вязников), священник Георгий Никитин и миряне Евфимий Гребенщиков и Петр Вязников. Виновными в предъявленном обвинении они себя не признали. 14 июля 1930 года им было предъявлено постановление об окончании следствия. 23 июля обвинительное заключение было отправлено в Коллегию ОГПУ. 28 июля Коллегия рассмотрела “дело” и приговорила обвиняемых к расстрелу.

Священномученик Иоанн Стеблин-Каменский (26 октября 1887 — 2 августа 1930)

Родился в Санкт-Петербурге в семье сенатора и председателя Российского общества морского права. Дед Ивана был Виленским губернатором. Мать умерла, когда Ивану исполнилось четырнадцать, и ему казалось, что каждый дурной поступок его последующей жизни явится оскорблением ее светлой памяти и нарушением обязательств по отношению к ней. Решение стать священником он принял уже после революции.

Краткое житие священномученика Иоанна слушайте на радио “Вера”

Священномученик Сергий Гортинский (10 марта 1889 — 2 августа 1930)

Родился в Рязани в семье священника. В 1916 году Сергей Дмитриевич был рукоположен в сан диакона, в 1920 году — в священника. Отец Сергий убеждал крестьян венчаться и предупреждал, что живущих в браке невенчанными не допустит до причастия. Власти сочли такую деятельность антигосударственной, арестовали и сослали в Воронеж, где в 1928 году снова арестовали. Обвинение в “идейном руководстве епархии” доказано не было, и священника освободили.

В 1930 году отец Сергий был арестован вместе с духовенством и монахами Алексеевского монастыря. Его обвиняли в антисоветской агитации, на допросах он старался никого не называть. Отец Сергий был болен туберкулезом и с трудом переносил заключение. Когда ему было предъявлено обвинение в контрреволюционной деятельности, он написал: “Обвинение предъявленное я не признаю, ибо это явная ложь…”

Преподобномученик Тихон Кречков (1862 — 2 августа 1930)

Родился в Воронежской губернии в крестьянской семье. Поступил послушником в Алексеевский монастырь в Воронеже, был пострижен в монашество и рукоположен в сан иеромонаха. В 1924 году иеромонах Тихон был возведен в сан игумена, а через три года – архимандрита. В 1930 году архимандрит Тихон был арестован вместе с братией Алексеевского монастыря. Виновным в предъявленном обвинении не признал.

Краткое житие святого слушайте на радио «Вера»

Священномученик Алексий Знаменский (10 марта 1882 — 2 августа 1938)

Родился в селе Горячкине Московской губернии в семье псаломщика. Окончил Волоколамское духовное училище, Вифанскую духовную семинарию, служил учителем и был регентом соборного хора. С 1910 года служил в Воскресенском храме в Павловском Посаде. В 1921 году он в числе других пяти священников города был арестован сотрудниками ГПУ за то, что во время Великого поста ходил по домам прихожан,но священников наутро освободили. В 1926 году избран председателем церковного совета. Власти в это время запретили украшение храма на Пасху, но один из членов церковного совета нарушил распоряжение властей, за что был арестован отец Алексий, но спустя несколько часов после допроса освобожден.

3 октября 1937 года протоиерей Алексий был арестован, а 28 октября тройка НКВД приговорила его к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и он был отправлен в Бамлаг, но почти сразу же по прибытии попал в лагерную больницу.

Из лагеря протоиерей Алексий подал жалобу руководству НКВД, в которой писал, что не признает себя виновным и просит пересмотреть дело. Ответа не получил. Он скончался в Тайшетлаге 2 августа 1938 года и был погребен в безвестной могиле.

Преподобномученик Феодор Абросимов (2 августа 1941)

Родился в семье рыбака-помора в терском селе Чаваньга. В 1913 году он поступил послушником в Трифоно-Печенгский монастырь, служил по призыву, осенью 1919 года вернулся в родную обитель. В 1920 году Печенга и монастырь отошли к Финляндии. В 1939 году был депортирован с братией под Ловозеро на строительство комбината «Аллуайвстрой». В 1940 году, с передачей Печенги Финляндии, братия вернулась в монастырь, но Феодор решил остаться в СССР и 2 июня 1940 года был арестован. 19 августа 1940 года «за шпионаж» был приговорен к восьми годам в Ухто-Ижемский исправительно-трудовом лагере, где умер от истощения (официальный диагноз – «хронический энтерит и язвенный колит»).

Иконы Божией Матери

Галичская (Чухломская) (1350)

Список второй половины XIX века

Икона «Умиление» явилась преподобному Авраамию Галичскому, пришедшему по благословению преподобного Сергия Радонежского на Галичское озеро. Около большой горы, покрытой дремучим лесом, он обратился с молитвой к Божией Матери. После молитвы он увидел на соседней горе яркий свет и услышал голос: «Авраамий, взойди на гору, где стоит икона Моей Матери». Преподобный поднялся на гору, где сиял свет и обнаружил на дереве икону Божией Матери. С умилением и благодарением Господу принял святой подвижник явленный образ и построил на благословенном месте часовню. Галичский князь Димитрий Феодорович обратился к старцу с просьбой принести икону. Преподобный Авраамий переплыл на ладье Галичское озеро и, сопровождаемый духовенством и множеством народа, перенес чудотворный образ в соборный храм города Галича. В этот день от иконы исцелились многочисленные болящие. Князь пожертвовал деньги на строительство монастыря. Вскоре была выстроена церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, вокруг которой возник монастырь. Последним из основанных преподобным монастырей был Чухломский, неподалеку от города Чухломы. По названию этой обители подвижника стали именовать Чухломским, а чудотворной иконе усвоено название Галичская-Чухломская. Празднование этой иконе совершается также 28 мая и 15 августа.

Оршанская (1631)

Явилась в 1631 году при основании мужского Кутеинского Свято-Богоявленского монастыря близ города Орши (Белоруссия) на берегу реки Кутеинки.

Чудотворный список (копия) иконы хранился в Оршанском Успенском женском монастыре. С XIX века местночтимое празднование иконы проводится в один день с памятью преподобномученика Афанасия Брестского (18 сентября и 2 августа), который удостоился особого водительства и заступничества от Царицы Небесной через её Оршанскую икону.

В настоящее время икона пребывает в Свято-Ильинском храме Свято-Успенского женского монастыря города Орши.

«Знамение» Абалакская (Абалацкая) (1637)

Написана протодиаконом Тобольского кафедрального собора Матфеем, во исполнение обета расслабленного крестьянина Евфимия для вновь построенного в Абалакской обители храма Знамения Пресвятой Богородицы. Храм был построен в 1637 году после неоднократного чудесного явления образа «Знамения» Пресвятой Богородицы с предстоящими святителем Николаем и преподобной Марией Египетской некой благочестивой вдове Марии. По написании храмового образа расслабленный Евфимий совершенно исцелился. Во время торжественного перенесения иконы в Абалакский храм совершалось много чудес.

Абалакский образ схож с Новгородской иконой «Знамение», но на Абалакской иконе Пресвятой Богородице предстоят святитель Николай и преподобная Мария Египетская. Образ был помещен в серебряную с позолотой ризу и украшен жемчугом и драгоценными камнями.

С 1665 года был установлен ежегодный крестный ход, когда чудотворная икона при огромном стечении богомольцев переносилась в Тобольск и пребывала там с 8 по 23 июля.

В 1680 году деревянный храм сгорел, но чудотворный образ был спасен. На месте церкви позднее был возведен каменный Знаменский собор, а в 1783 году был основан мужской монастырь в честь иконы Божией Матери «Знамение», который благополучно существовал до начала XX века.

Абалакский образ Божией Матери почитали царственные страстотерпцы, перед ней они молились во время тобольского заключения.

В 1924 году монастырь был закрыт. Лишь в 1989 году обитель с разрушенными храмами была возвращена Церкви. Однако местонахождение подлинной Абалакской иконы Божией Матери неизвестно — в восстанавливаемой обители находится один из списков с первообраза.


Особенности православного богослужения

Во время богослужения мы благодарим Бога или святых, каемся в грехах или о чем-то просим. Для каждого из этих случаев существуют особые тексты или песнопения. Авторы молитв использовали разные литературные формы для передачи своих мыслей. У православных молитв есть разные названия: кондак, тропарь, канон и другие. Что они означают вы узнаете в нашем материале «Зачем верующим столько разных молитв?»

Чтобы лучше понимать слова и песнопения во время богослужения, рекомендуем ознакомиться с текстом:


Традиции праздника

Несколько веков в этот день патриарх, царь и народ шли крестным ходом из Кремля к храму в честь пророка Илии, совершали молебен на Лобном месте. В 2003 году празднование возродилось: офицеры, воины и ветераны Воздушно-десантных войск приходят на улицу Ильинка почтить своего Небесного Покровителя – пророка Илию, день памяти которого совпадает с днем образования ВДВ.


Чтение Евангелия:

Евангелие от Матфея, глава 14, стихи 14-22

Читать отрывок

14 И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их. 15 Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи. 16 Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть. 17 Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. 18 Он сказал: принесите их Мне сюда. 19 И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. 20 И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; 21 а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей. 22 И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.

Свернуть

Комментирует священник Стефан (Домусчи)

Евангелие от Луки, глава 4, стихи 22-30

Читать отрывок

22 И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын? 23 Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: «врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме». 24 И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве. 25 Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, 26 и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую; 27 много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина. 28 Услышав это, все в синагоге исполнились ярости 29 и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; 30 но Он, пройдя посреди них, удалился.

Свернуть

Комментирует священник Антоний (Борисов)

Апостольское чтение:

Первое Послание апостола Павла к коринфянам, глава 1, стихи 10-18

Читать отрывок

10 Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. 11 Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. 12 Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов». 13 Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились? 14 Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия, 15 дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя. 16 Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю. 17 Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. 18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия.

Свернуть

Комментарий священника Павла (Великанова)

Послание апостола Иакова, глава 5, стихи 10-20

Читать отрывок

10 В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним. 11 Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен. 12 Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: «да, да» и «нет, нет», дабы вам не подпасть осуждению. 13 Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы. 14 Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. 15 И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. 16 Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного. 17 Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. 18 И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой. 19 Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, 20 пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов.

Свернуть

Комментарий епископа Феоктиста (Игумнова)


«…А если ты внимателен: то и всякий обыкновенный твой путь из дома во храм Господень совершай по возможности, как деятельное приготовление к общению с Богом. Еще же лучше, да будет и вся жизнь твоя, по примеру Святых, не иное что, как непрерывный крестный, крестом Христовым предваряемый, управляемый и охраняемый, кресту Христову последовательный ход, от плоти к духу, от земли к небу, от мира к Богу. Да будет твоим праздником не только то, чтобы ты был празден от тяжких рабских дел, но то наипаче, чтобы ты был свободен от приятной работы чреву, разсеянию, тщеславию, суетам разнаго рода» — произнес в праздник пророка Илии 190 лет назад святитель Филарет Московский.

Редакция «Фомы» желает вам радости воскресного дня в храме!

Фома

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *