Воскресенье, 19 июля 2020 года: что будет в храме?

Воскресенье – выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Божиим делам, в первую очередь – посещению храма. Воскресным утром мы откладываем прочие дела, чтобы участвовать в литургии. 

Мы продолжаем проект «Готовимся к воскресенью», чтобы помочь вам подготовиться к приходу в храм: заранее изучить особенности богослужения, познакомиться с отрывком из Священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресный день 19 июля 2020.


Воскресенье, 19 июля 2020 года

В 6ю неделю по Пятидесятнице Церковь установила совершать празднование некоторых святых, к которым обращаются в молитве многие десятки поколений христиан. Но в 2020 году в этот воскресный день мы молимся Собору Радонежских святых, память которых всегда совершается 19 июля — на следующий день после дня преподобного Сергия Радонежского. Также в этот день — первое воскресенье после праздника апостолов Петра и Павла — установлено при патриархе Московском и Всея Руси Пимене совершать память Собора Тверских святых.

Подробнее о знаменитых Радонежских и Тверских святых читайте в наших материалах:

•  Святые родители святого: преподобные Кирилл и Мария Радонежские

Ученики преподобного Сергия, основавшие новые монастыри

Михаил Тверской: святой враг Москвы

Анна Кашинская: единожды княгиня Тверская, но дважды святая

Тропарь Собору Радонежских святых:

Днесь све́тло пра́зднуем, ве́рнии лю́дие,/ пресла́вныя Тро́ицкия оби́тели торжество́:/ се бо ве́лий собо́р святы́х чудотво́рцев Ра́донежских,/ я́ко ди́вныя пти́цы небе́сныя,/ явля́ет нам Це́рковь Росси́йская,/ стезя́ми честна́го их жития́ ше́ствовати всех призыва́ющи,/ к ни́мже, с ве́рою и любо́вию притека́юще, воззове́м:/ моли́теся о нас ко Пресвяте́й Тро́ице,/ преподо́бнии отцы́ на́ши с Богоно́сным а́ввою Се́ргием,/ мир ми́рови дарова́ти// и душа́м на́шим ве́лия ми́лости.

Перевод: Сегодня светло празднуем, верующие люди, преславной Троицкой обители торжество, ибо великий собор святых чудотворцев Радонежских, как удивительных птиц небесных, являет нам Церковь Российская, призывая всех идти путями почитаемого их жития, к ним же с верой и любовью обращаясь, воззовем: «Молитесь о нас ко Пресвятой Троице, преподобные отцы наши с Богоносным аввой Сергием, мир даровать миру и душам нашим великие милости».

Кондак Собору Радонежских святых:

Прииди́те, вси концы́ оте́чества на́шего,/ просла́вим святы́й лик уго́дников Ра́донежских,/ я́ко зве́зды, украси́вших не́бо церко́вное по́двиги земна́го жи́тельства,/ тех бо предста́тельством те́плым ко Го́споду/ мно́гия нам ми́лости Его́ низпосыла́ются,/ бе́дствия отгоня́ются и злы́я стра́сти укроща́ются./ И́хже всесвяту́ю па́мять ны́не пра́зднующе, та́ко возопии́м:/ ра́дуйтеся, Се́ргие и Ни́коне и вси Ра́донежстии чудотво́рцы,// усе́рднии служи́телие Живонача́льныя Тро́ицы.

Перевод: Придите, все концы Отечества нашего, прославим святое собрание угодников Радонежских, как звезды, украсивших небо церковное подвигами земной жизни, ибо их горячим заступничеством перед Господом многие нам милости Его ниспосылаются, бедствия прогоняютя и злые страсти укрощаются. Их же всесвятую память сегодня празднуя, так воззовем к ним: «Радуйтесь, Сергий и Никон и все Радонежские чудотворцы, ревностные служители Живоначальной Троицы».

Тропарь Собору Тверских святых:

И́же в земли́ Тверско́й просла́вльшиися,/ святи́телие, му́ченицы,/ преподо́бнии, пра́веднии/ и вси святи́и,/ ве́рою, по́двиги благоче́стия,/ любо́вию, кро́тостию, сло́вом и житие́м/ Бо́гу благоугоди́вшии/ и венцы́ нетле́ния и сла́вы украси́вшиися,/ моли́те Христа́ Бо́га на́шего/ дарова́ти мир стране́ на́шей// и душа́м на́шим в ми́ре спасти́ся.

Кондак Собору Тверских святых:

На земли́ благоче́стно пожи́вшии,/ святи́и, в земли́ Тверско́й просия́вшии,/ и ны́не на Небесе́х со А́нгелы ра́дуетеся/ и Тро́ицу Святу́ю — Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха во Еди́ном Божестве́ прославля́ете./ Мы же, земноро́днии, моли́твенно ублажа́юще вас/ и святу́ю па́мять соверша́юще, мо́лим:/ принеси́те на́ша моли́твы к Небе́сному Престо́лу Го́спода Вседержи́теля,/ да ва́шим хода́тайством// да́рует мир и спасе́ние душа́м на́шим.


День памяти святых

Мученик Марин, мученица Марфа, мученики Авдифакс, Аввакум, Кирин, священномученик Валентин, мученик Астерий и иных многих в Риме (269)

Марин с женой Марфой и сыновьями Авдифаксом и Аввакумом пришел из Персии в Рим поклониться гробам святых апостолов Петра и Павла. Здесь они стали служить христианам, заключенным в темницах, и погребать тела казненных мучеников. Кирин был один из них и его тело бросили в Тибр. Святая семья предала его земле.  

Язычники обезглавили священника Валентина и обращенного им в христианство императорского сановника Астерия, а вместе с ним были арестованы и преданы мучениям и жившие у них святые подвижники из Персии. По повелению императора в 269 году святые Марин, Авдифакс и Аввакум были обезглавлены, а святая Марфа утоплена в реке.

Мощи святой семьи находятся в Риме, в церкви святого Иоанна Кущника, а мощи священномученика Валентина – в храме святой мученицы Параскевы.

Священномученик Исавр, мученики Иннокентий, Филикс, Ермий, Василий, Перегрин, Руф и Руфин (283–284)

Святые мученики диакон Исавр и Иннокентий, Филикс, Ермий, Василий, Перегрин были родом из Афин. Они пострадали в македонском городе Аполлонии при императоре Нумериане. Вместе с ними были усечены уверовавшие во Христа два градоначальника – Руф и Руфин.

Мученик Коинт (Квинт) Фригийский (около 283)

Святой мученик Коинт родился в римской провинции в Малой Азии, где с юности был воспитан в христианской вере. Придя в Неолиду, он творил много милостыни и молитвой исцелял одержимых нечистыми духами. Правитель Руф принуждал святого принести жертву идолам, но впал в беснование и святой Коинт исцелил его Именем Христовым. Руф наградил и отпустил святого Коинта.

Святой направился в Пергам, но по дороге был схвачен язычниками из города Ким, но за святого исповедника заступился Господь: произошло сильное землетрясение, разрушившее идольское капище. Испуганные язычники прекратили истязания, но оставили святого в узах до прибытия нового начальника Клеарха. Он приказал перебить голени святому, но Коинт исцелился и после исповеднического подвига прожил 10 лет и совершил много чудес, служа ближним.

Мученицы Лукии девы и с нею мучеников Рикса (Авция), Антония, Лукиана, Исидора, Диона, Диодора (Диора), Кутония, Ароноса, Капика и Сатура (301)

Краткое житие святой Лукии из итальянской области Кампания и вождя германских племен Рикса и других слушайте на радио “Вера”

Преподобный Сисой Великий (429)

60 лет жил монахом-отшельником в Египетской пустыне в пещере предшественника – преподобного Антония Великого.Совершал чудеса и даже воскресил отрока. Краткое житие слушайте на радио «Вера»

Собор Радонежских святых

К середине XVII века восстановили списки учеников преподобного Сергия Радонежского, и примерно тогда же написали икону Собора Радонежских святых. К ХХ веку в патерик Троице-Сергиевой Лавры вошли более 75 угодников Божиих, в том числе сродники, ученики и собеседники преподобного Сергия, святые иноки Троице-Сергиевой обители. По благословению святейшего патриарха Московского и всея Руси Пимена 19 июля 1981 года было впервые совершено торжественное празднование Собора Радонежских святых.

Собор Тверских святых

С 1897 года по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Димитрия началось собирание сведений о Тверских святых, и после создания службы и иконы в 1908 году был издан Тверской Патерик. В 1904 году архиепископ Димитрий освятил престол в честь Собора Тверских святых во втором ярусе колокольни кафедрального собора – так началось местное почитание Собора Тверских святых. С 1979 года память Собора Тверских святых внесли в календарь Русской Православной Церкви. Сегодня среди святых, подвизавшихся в пределах Тверской епархии, более 40 угодников Божиих предсоветского времени и более 200 новомучеников XX века.

Преподобный Сисой, схимник Печерский в Дальних пещерах (XIII)

Был схимонах и постник в Киево-Печерском монастыре. Мощи его покоятся в Дальних (Феодосиевых) пещерах.

Обретение мощей праведной девы Иулиании, княгини Ольшанской (XVI)

В середине XVI века у одного из правителей Киева – князя Юрия Дубровицкого-Ольшанского – умерла 16летняя дочь Иулиания. Отец ее был благотворителем Киево-Печерской Лавры, и потому тело княжны погребли близ Великой Лаврской церкви.

В начале XVII века во время копания могилы нашли гроб с нетленным телом девушки, лежавшей как живая, в белом платье, обшитом золотом, со множеством драгоценных украшений. Тело ее перенесли в Великую Лаврскую церковь.

Святая Иулиания явилась Киевскому митрополиту Петру Могиле и упрекнула его за маловерие и небрежение к ее мощам: после этого митрополит повелел положить мощи в драгоценную раку, у которой совершалось множество чудес и исцелений. И через некоторое время явилась игумену Киевского Михайловского монастыря: «Я – Иулиания, мощи которой лежат в Печерской церкви. Ты же считаешь мои мощи ничем. Ради этого Господь посылает тебе знамение, чтобы ты понял, что я Господом Богом причтена к святым девам, угодившим Ему». С тех пор почитание святой Иулиании еще более увеличилось.

Праведная Иулиания стала второй из святых жен Руси, удостоившихся быть погребенными в Лаврских пещерах. На иконах святая Иулиания изображается в соборе святых отцев Киево-Печерской Лавры.

Преподобных Тихона, Василия и Никона Соколовских (XVI)

Родные братья жили в XVI веке и были погребены в Соколовой роще (Московская губерния, Звенигородский уезд). На древней иконе в церкви села Соколово они изображены в схимническом одеянии.

Святитель Арсений Тверской (1409)

Родился будущий святитель в Твери, рано принял постриг именно в Киево-Печерской Лавре. Он долго отказывался от принятии церковной власти в Тверской епархии, но вступив на кафедру в 1390, сумел прекратить раздоры в Тверском княжестве, построить, освятить и обновить соборы, основать недалеко от города Желтиков монастырь, где по подобию Киево-Печерского монастыря была построена церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских и каменный Успенский собор. Благодаря его трудам над духовной жизнью иноков новой обители до нас дошла самая древня редакция (1406) списка Киево-Печерского Патерика — драгоценного памятника русской письменности. 

Удивительна судьба Желтикова монастыря, возрожденного после советского периода гонений на Церковь лишь в начале прошлого года. Именно здесь 2 марта (по старому стилю) 1409 года умер и был погребен святитель Арсений. В 1483 году мощи его были обретены нетленными, а на соборе 1547 года состоялось общецерковное прославление святителя Арсения. Спустя 250 лет монастырь посетил патриарх Никон и нашел мощи нетленными – лишь обветшала часть облачения. Последний раз мощи святителя были вскрыты властями в 1919 году после закрытия монастыря. До 1929 года все-таки проводились службы, но большинство последних молившихся здесь были вскоре арестованы. До Великой Отечественной на территории монастыря располагались мастерские, в соборе был устроен магазин. Разрушение монастыря продолжилось при наступлении фашистов, но после войны запустение привело не только к обветшанию, но и решениям властей разобрать и взорвать строения. Только год назад, в начале 2019 началось возрождение основанного святителем Арсением монастыря.

Новомученики и исповедники Российские

Преподобномученик Евфимий (Любовичев) (1875 — 1931)

Родился в Калужской губернии в селе Буда Монастырская. Отец скончался, когда мальчику исполнилось тринадцать лет, и он жил у брата до призыва на военную службу. Поступил в Оптину пустынь в 1902 году и через 8 лет был зачислен в число братии. Во время Первой мировой войны служил в армии с 1914 до 1918. После войны Евфимий вернулся в Оптину, но монастырь вскоре был закрыт и превращен в музей. Инок проработал в нем до 1920 года, затем поселился в Козельске, выполняя различные работы.. В 1930 году архиепископ Серафим Остроумов рукоположил Евфимия в сан иеромонаха. Служил отец Евфимий несколько месяцев: в марте 1931 арестован, заключен в брянскую тюрьму и допрошен.

«Виновным я себя не признаю, против советской власти я не агитировал и мероприятиям советской власти не противодействовал. В свое оправдание показываю: я служил верой и правдой вере Христовой и всегда говорил, что все лишения происходят по воле Божьей и мы должны терпеть до смерти. Советская власть в России – это испытание от Бога, и советская власть в России – наказание от Бога народу русскому, который забыл веру Христову, забыл Царя Небесного и Его помазанника на земле».

Вскоре отец Евфимий заразился в тюрьме туберкулезом, 15 июля его поместили в тюремную больницу в тяжелом состоянии, а 19 июля иеромонах Евфимий скончался.

Преподобномученик Феодор (Богоявленский) (1905, Тегеран – 1943, Балашов)

В 1932 году молодой иеродиакон Федор из Высоко-Петровского монастыря позировал художнику Павлу Корину для эскиза к картине «Реквием. Русь уходящая».

Подробнее о святом читайте в наших материалах:

Вземшийся за орало: краткое житие преподобномученика Федора

Русь неушедшая или несколько рассказов о жизни и подвиге новомучеников

Святые пишут нам: преподобномученик Федор Богоявленский

Слушайте краткий рассказ о святом Феодоре на радио «Вера»

Икона Божией Матери:

Казанская (Богородско-Уфимская) (1621)

В течение столетий икона Божией Матери Богородско-Уфимская почиталась как Заступница Уфы и всего Уфимского края: она неоднократно защищала местных жителей от эпидемий холеры, голода, стихийных бедствий. По горячим молитвам перед чудотворной иконой Уфа была спасена от захвата и разграбления бандами сподвижника Пугачева Чики Зарубина. 300-летний юбилей Уфы отмечался в 1874 году в день чествования чудотворной иконы. В 30-е годы XX века храм, освященный в честь Богородской иконы Пресвятой Богородицы, был закрыт и разграблен, чудотворный образ был реквизирован представителями советской власти. В 60-е годы Богородский родник (ныне в черте города) был залит бетоном и засыпан песком. Почитание и восстановление святынь началось с начала 90-х.

Слушайте рассказ о чудотворной иконе на радио «Вера»


Особенности богослужения

Желающие в воскресенье причаститься на литургии приходят в храм вечером в субботу на Всенощное бдение. Молитва на всенощной накануне литургии – была и остается важной частью подготовки к Причастию. Песнопения церковного хора, возгласы дьякона, действия священника становятся понятнее, если следить за текстом последования Всенощного бдения или же ознакомиться с ним накануне.

Что и почему исполняет хор, когда и зачем перемещаются священнослужители, как православное богослужение повлияло на мировую культуру. Сегодня в комментарии игумена Силуана (Туманова) вы подробнее узнаете о елеопомазании и о правилах и особенностях чтения канона. Предлагаем прочитать пятый выпуск цикла «Всенощное бдение с пояснением».  


Чтение Евангелия:

Евангелие от Матфея, глава 9, стихи 1-8

Читать отрывок
1 Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город. 2 И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. 3 При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. 4 Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? 5 ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? 6 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой. 7 И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой. 8 Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам.

Свернуть

Комментируем священник Стефан (Домусчи)

Апостольское чтение: 

Послание апостола Павла к Римлянам, глава 12, стихи 6 — 14

Читать отрывок

6 И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; 7  имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, — в учении; 8 увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием. 9 Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; 10 будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; 11 в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; 12 утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны; 13 в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве. 14 Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте.

Свернуть

Комментирует епископ Феоктист (Игумнов)


«Нынешнее апостольское чтение побуждает нас, братие, говорить о предмете хотя всем совершенно известном, но и доселе не перестающем возбуждать недоумения многих: именно о братской любви людей друг ко другу. По-видимому, после стольких веков общественной жизни можно было бы ожидать, что христианское учение о любви вполне будет понято людьми и что в основу общественной жизни все более и более будет полагаться взаимная любовь людей друг ко другу. Однако случилось иное… 

Тщетно пытались бы мы найти истинную любовь у людей, стоящих вне Церкви Христовой, тем более у стоящих на мнимой высоте современного развития человечества…» — говорил в этот день будущий священномученик Фаддей, архиепископ Тверской. — Мы же, возлюбленные братие, «назидая себя на святейшей вере нашей, молясь Духом Святым» (Иуд. 1, 20), будем сохранять себя в любви Божией, помогая друг другу дарованием, какое каждый имеет (Рим. 12, 6), не завидуя друг другу, но считая других высшими себя. И тогда даже неверующий, вошедший в это собрание наше, «будет обличаем и судим всеми», тайны сердца его, удерживающие его в преданности себялюбивому образу жизни, будут обнаруживаться «и он вместе с нами падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог» (1Кор. 14, 24–25). Аминь

Редакция «Фомы» желает вам доброго воскресного дня!

Фома

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *