В Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре отметили праздник всех святых

Текст Надежды Муравьевой

14 июня, в неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил молебен с акафистом преподобному Серафиму Саровскому, Параклис Божией Матери и Божественную литургию. Богослужение состоялось в Троицком соборе монастыря, где постоянно пребывает рака с мощами преподобного Серафима.

Главе Нижегородской митрополии сослужили благочинный Саровского и Дивеевского округов протоиерей Александр Долбунов, старший священник обители иерей Владимир Каргин, руководитель административного секретариата Нижегородской епархии иерей Александр Тенькаев и другие клирики епархии.

На богослужении молились настоятельница Дивеевского монастыря игумения Сергия (Конкова) с сестрами обители, настоятельница Горненского монастыря в Иерусалиме игумения Екатерина (Чернышева).

После литургии состоялся крестный ход по Канавке Пресвятой Богородицы с иконой Всех святых.

После богослужения игумения Сергия выразила благодарность митрополиту Георгию за архипастырское попечение об обители. «В день Вашего тезоименитства — сказала она, — мы, в силу обстоятельств, не смогли Вас поздравить с этим праздником. Поэтому сегодня — в день Всех святых — примите поздравления от нашей монастырской семьи. Пусть Господь укрепляет Вас в несении архипастырских трудов молитвами Царицы Небесной, преподобного Серафима, всех дивеевских святых и Всех святых».

Настоятельница Дивеевского монастыря преподнесла главе Нижегородской митрополии заздравную просфору и икону святого великомученика Георгия Победоносца.

Митрополит Георгий поздравил собравшихся с праздником Всех святых. Он отметил, что сегодня в истории нашей страны знаменательное событие. В память о 75-летии Победы в Великой Отечественной войне при поддержке Президента страны Владимира Путина, министра обороны Сергея Шойгу и многих других людей в Подмосковье возведен главный храм Вооруженных сил России — собор в честь Воскресения Христова. И сегодня Святейший Патриарх Кирилл с сонмом духовенства освящает его.

«Когда мы оглядываемся на историю своей страны, — сказал владыка, — видим множество славных побед. Наши благочестивые предки оценивали их причины с христианских позиций, через призму Евангелия, понимая, что спасает Россию Покров Царицы Небесной. В XX веке люди попытались отказаться от веры Христовой, стали в своей гордыне приписывать воинские успехи собственному уму, усердию, мужеству. Однако можно обладать необыкновенными умом и храбростью, но, если Господь не благословит твой ратный подвиг, не будет победы. Ее дарует только Он по молитвам Пресвятой Богородицы и святых угодников Божиих. Русские люди знали об этом и возводили множество храмов в честь воинских побед. К примеру, храм Христа Спасителя в Москве и Воскресения Словущего в Арзамасе воздвигнуты в честь победы над Наполеоном. Символично, что другой Воскресенский собор — главный храм Вооруженных сил России — построенный уже в наше время, освящен в день памяти Всех святых».

Справка:

Праздник Собора всех святых известен с конца IV – начала V веков. Существует проповедь святителя Иоанна Златоуста на память «всех святых, по всему миру пострадавших», в которой уже указывается день празднования аналогичный существующему в настоящее время. Среди песнопений преподобного Ефрема Сирина есть упоминание о праздновании в честь всех святых.

Студийский, а затем и Иерусалимский Типиконы окончательно помещают праздник в честь всех святых на первую неделю (воскресенье) после Пятидесятницы. Такая последовательность праздников обнаруживает их логическую связь: святые просияли хоть и в разное время и различными подвигами, но по благодати единого Святого Духа, излившегося на Церковь в день Пятидесятницы.

На вечерне праздника читаются три паремии, содержащие ветхозаветные указания на славу святых. Читающийся на литургии отрывок из Послания к Евреям прославляет ветхозаветных праведников и называет их «облаком свидетелей», а составное евангельское чтение указывает на необходимые признаки святости («Кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф 10:32); Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф 10:38); Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф 19:29).

Гимнография праздника изобилует поэтическими оборотами: святые называются «непрелестными светилами», «божественным облаком», «начатками естества», «терпеливодушными»; их кровью Церковь украшается «багряницею и виссом»; они «уясняют церковное небо», «добродетелей светлостью» делают землю небом.

В понедельник после праздника всех святых начинается Апостольский (Петров) пост.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.

Официальный сайт Нижегородской митрополии

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *