Русская духовная миссия в Иерусалиме

Русская духовная миссия в Иерусалиме – это образование Русской Православной Церкви в Святой Земле. Являясь представительством Русской Православной Церкви, учреждение напрямую подчинено патриарху Московскому и всея Руси.

Основание и начало деятельности

В XIX веке настоятель Московского Иерусалимского подворья архимандрит Арсений поднял вопрос о необходимости оказывать помощь российским паломникам, которые сталкивались с рядом трудностей в Иерусалиме. Об этом архимандрит в 1816 написал императору Александру I, а спустя еще 16 лет А. Н. Муравьев, камергер императорского двора, лично отправился в Палестину для оценки церковной и политической жизни государства.

После этого визита Муравьев также пришел к выводу о том, что русская духовная миссия здесь необходима, при этом по замыслу камергера архимандрит должен был взять покровительство над верующими, оказавшимися в этих местах.

В 1842 году вице-канцлер Нессельроде сообщал императору о необходимости присутствия в Иерусалиме представителя духовенства, который мог бы отвечать за посредничество между Российской и Иерусалимской Церквями, это же лицо обязано было контролировать денежные средства, собранные в России на нужды Православной Церкви в Иерусалиме.

 Этом же году Синод направляет в Иерусалим архимандрита Порфирия для встречи с патриархами Антиохийским, Константинопольским и Иерусалимским, но пока этот визит носил неофициальный характер. После этой встречи в Синоде пришли к выводу: духовная миссия в Иерусалиме необходима, а в ее задачи должны входить помощь российским паломникам и обустройство семинарий и школ.

Указ об основании миссии в Иерусалиме был утвержден в начале 1847 года императором Николаем I, а во главу ее был поставлен архимандрит Порфирий. Для размещения миссии был выбран Иерусалимский Архангельский монастырь. Впоследствии Порфирий был назначен еще и попечителем православных училищ на территории Палестины и высшей Патриаршей школы, в которой обучалось греческое духовенство.

Параллельно Порфирий уделял время вопросам об устройстве быта русских паломников, которым были выделены для размещения Екатерининский и Феодоровский монастыри. Но деятельность миссии была временно приостановлена попрошествии нескольких лет в связи с Крымской войной 1853-1856 годов.

Период расцвета миссии

После войны деятельность миссии продолжается, но главой ее теперь является епископ Кирилл (Наумов). Миссия оказывает помощь не только русским паломникам, но и содействует представителям местного арабского духовенства. В частности, на российские средства строят православный храм в арабском поселении Бейт-Сахур, а в Сирии обустраиваются школы и поступает духовная литература.

Но в первую очередь действия миссии были направлены на помощь русским паломникам, для которых организовывались караваны, открывались больницы и школы, арендовалось жилье, но главное – проводились богослужения на русском языке.

Для постройки жилья для русских паломников в 1857-1860 годах на Мейдамской площади в Иерусалиме закупается несколько участков земли, и здесь же строится соборный храм Святой Троицы, который начинает работать уже в 1872 году. Все постройки были обособленными и отделены от остальной части города каменной стеной.

Одновременно с этим на Святой Земле появляются новые учреждения русской духовной миссии: Императорское Православное Палестинское общество, агентство «Русского общества Пароходства и Торговли», консульство России. Большинство второстепенных функций русской миссии взяли на себя эти организации, а сама миссия теперь занималась исключительно духовным окормлением паломников и помощью им и контактами с представителями местного духовенства.

В это время русская духовная миссия уже возглавляется архимандритом Антонином (Капустиным), и за те тридцать лет, что он находился в этой роли, миссия переживала максимальный расцвет. Но отношения архимандрита с Синодом и Российским консульством по ряду причин разлаживались, и это заставило Антонина приобретать и застраивать земельные участки за пределами Иерусалима. Удалось даже получить в собственность земли, на которых когда-то разворачивались действия, описанные в Библии.

Учитывая, что для покупки таких участков Русской Церковью возникал ряд сложностей с оформлением и другими формальностями, проще было приобретать земли на имя Я. Е. Халеби – турецкого подданного и драгомана миссии, а тот уже в свою очередь выписывал дарственную на имя Антонина. Впоследствии (1894 год) архимандрит завещал все подаренные ему земли Русской Церкви. Последние участки были приобретены в 1872 году, после чего Синод дал распоряжение отказаться от дальнейших покупок.

Но на тех землях, что уже были в собственности миссии, было много работы по обустройству. Так, на Елеоне строился храм Христа Спасителя, в Яффе возводили паломнический дом, а в Горнее обустраивалась женская община. В Иерихоне же было возведено большое подворье для русских паломников, направлявшихся в Иордан.

Современный вид на Елеонскую гору

То же время основная деятельность русской духовной миссии не прекращалась: в периоды паломничества представители миссии сопровождали паломников, проводя для них чтения и беседы, также совершались монашеские постриги, постоянно проводились богослужения на русском языке.

Одновременно с этим русская духовная миссия занималась и с местным населением. В частности, в селении арабов Бейт-Джала, что находилось недалеко от Вифлиема, Антонин (Капустин) приказал построить школу для девочек, а средства на это были выделены императрицей Марией Александровной.

Сам архимандрит помимо своих основных обязанностей находил время и на другую деятельность: занятия византистикой, церковной археологией, обустройство археологического музея миссии в Иерусалиме.

К концу XIX и началу XX деятельность миссии продолжается и развивается, несмотря на то, что вместо отца Антонина (Капустина) уже правят его приемники. Удалось даже приобрести новые земельные участки вопреки распоряжениям Синода: на побережье Галилейского моря (озера Киннерет) и на горе Кармил (Хайфа) и в других, менее значимых с точки зрения Священного Писания местах.

Храм в Хевроне

На одном из таких участков, в Хевроне, в 1914 году заканчивается постройка храма святых праотцев. Это подворье призвано сохранить древнюю святыню – Мамврийский дуб. Место где, по преданию, праотец Авраам встретил святую Троицу. В 1910 году строится Горненский монастырь. На горе Кармил строится церковь святого пророка Илии. Параллельно на приобретенных землях проводятся археологические раскопки, позволяющие пополнить коллекцию музея в Иерусалиме.

И вновь активная деятельность миссии прерывается войной. На этот раз этот происходит в 1914 году, когда все храмы на территории миссии закрываются, а руководство переезжает в Александрию. В зданиях, храмах и монастырях, принадлежавших миссии, размещаются турецкие войска, которые притесняли всех оставшихся русских жителей и паломников. Возобновление работы миссии происходит уже после Октябрьской революции, в первые годы Гражданской войны в России.

Деятельность русской духовной миссии в период между двумя войнами

Миссия смогла возобновить работу только в 1919 году, когда после входа британских войск в Палестину Иерусалим был освобожден от турецкого гарнизона. В этот период монахи и работники миссии возвращаются, но в 1920 году из-за Гражданской войны связь с Россией прерывается. С этого года миссия находится в ведении Временного Высшего Церковного Управления Заграницей, но при этом не входит в состав какого-либо государства. Это означало потерю материальной поддержки, а на территориях миссии разместились ведомства и учреждения Великобритании, под властью которой в тот период находилась Святая Земля. Многие же из построек и зданий миссии пришли в запустение или были непригодны для проживания и работы в них.

В этот период поддержку миссии оказывает архиепископ Кишинёвский Анастасий (Грибановский), который прибывает в Иерусалим в 1921 году. С 1924 года архиепископ берет на себя роль наблюдателя за деятельностью миссии, и эту работу он выполняет на протяжении последующих десяти лет.

За это время удалось получить признание прав миссии властями Британии, и монашеская жизнь постепенно входила в прежнее русло. Чтобы иметь средства на деятельность миссии, руководство в эти годы вынуждено сдавать часть земельных участков, а возведение и восстановление построек осуществлялось в основном на заемные деньги. Таким образов, до начала Второй Мировой войны были открыты Вифанская школа и Гефсиманская обитель.

Разделение

После войны, в 1945 году, с целью решения вопроса о каноническом подчинении миссии ее посещает патриарх Московский Алексий I. После арабо-израильской войны (1947-1949 годы) образуется новое государство Израиль, которое передает в ведение Московского Патриархата монастыри и храмы миссии, находящиеся на израильских территориях. Учреждения и другая собственность, оставшиеся на иорданской территории, в это число не вошли.

Ситуация осложнялась тем, что многие земли миссии перешли советской власти, которая продала их Израилю, но это не сильно повлияло на обычную деятельность и жизнь членов миссии. Более того – миссия даже расширяется: на берегу Галилейского озера к 1962 году был построен храм святой Марии Магдалины, а в 1987 году – пещерный храм Иоанна Предтечи.

Начиная с послевоенного периода большое количество пожертвований поступало от русских эмигрантов, что позволило поддерживать удовлетворительное материальное положение. Руководство миссии находилось в Гефсиманской обители, а впоследствии переместилось в Елеонскую обитель.

Возрождение миссии

Во времена Советского Союза особого интереса к миссии со стороны русских не было, как не было и материальной поддержки. Все начало меняться после распада СССР, когда паломничества вновь возобновились. В апреле 1991 года символическое паломничество совершает патриарх Алексий II, начали поступать пожертвования.

На эти средства велась издательская деятельность, проводилась реставрация и восстановление поврежденных построек. Повторный визит в Святую Землю патриарх совершил в 1997 году. В этом же году Палестина передала миссии монастырь в Хевроне.

В третий раз Алексий II совершил паломничество в 2000 году в честь 2000-летия Рождества Христова. Учитывая, что в тот год количество паломников увеличилось, к этому времени в Вифлееме для них был подстроен гостиничный комплекс.

Спустя четыре года удалось возобновить строительство собора Горненского монастыря, а в 2007 году миссии был передан еще один участок у места Крещения Господня от Иордании. Здесь было запланировано возведение подворья для паломников.

В 2007 году после восстановления канонического общения между Зарубежной и Отечественной частями Русской Православной Церкви прошло первое совместное богослужение, а начиная с 2010-х годов русская духовная миссия уже находится под управлением двух этих частей, каждая из которых имеет равные права.

Сейчас миссия принимает желающих потрудиться и пожить некоторое время паломников.