Продолжаются работы по украшению мозаичными фресками Благовещенского собора Дивеевской обители

Текст Дарьи Петровой

В верхнем храме Благовещенского собора Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря продолжаются работы по монтажу мозаичных фресок, которые полностью украсят храм.

Работают несколько мастерских артелей, специалисты из разных городов России. Художественный руководитель мозаичных работ в Благовещенском соборе — преподаватель иконописной школы при Московской духовной академии Анатолий Алешин.

Работы по созданию мозаичных композиций ведутся не на отдельных участках, а по всему внутреннему пространству церкви, что позволяет мастерам экономить время. По словам специалистов, выполнено две трети от общего объема работ по укладке мозаики в соборе, завершены основные композиции. Так, в куполе храма смонтировано изображение Спасителя в окружении архангелов. На сегодняшний день продолжаются работы в верхней части (малом куполе).

Библейские сюжеты, а также композиции, посвященные истории Дивеевской обители, дополняет орнаментальное украшение, которое специалисты выполняют по всему храму.

Мастера укладываются в положенные сроки, отставания от графика нет. В период карантина на территории Дивеевской обители специалисты работали в  мастерских. После снятия ограничений была проведена масштабная работа по монтажу подготовленных фресок. Установка отдельных мозаичных панно занимает примерно один-два дня. Гораздо больше времени занимает процесс создания изображений: подготовка эскизов и основы, на которую затем укладывают смальтовую плитку. Отдельное направление работы — подборка колорита. Специалисты работают с плитками различных цветов и оттенков, чтобы найти наиболее интересное цветовое решение, в то же время не нарушая заданных рамок и цветового единства.

Источником вдохновения мозаичного убранства Благовещенского собора стали античные, византийские образцы XIV века, а также церковное живописное искусство Руси второй половины XIV-первой половины XV века — времени Андрея Рублева.

Одной из жемчужин убранства Благовещенской церкви будет масштабный мозаичный образ Божьей Матери «Знамение», расположенный в конхе центрального алтаря. Алтарные мозаики будут просматриваться из центральной части храма.

Всего в Благовещенском храме 7 престолов и еще 5 в нижней, Успенской церкви. Мозаичное убранство будет выполнено на площадях собора в четыре с половиной тысячи квадратных метров.

Справка:

Собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре начал строиться в 2012 году.

Сохранилось предание, что преподобный Серафим говорил сестрам о соборе в Канавке, который будет стоять на одной оси с Троицким храмом и колокольней.

Попытки осуществить этот замысел были предприняты в начале ХХ века при игумении Александре (Траковской). Однако указанное батюшкой Серафимом место было уже занято. В 1846 году здесь лжеучеником преподобного Серафима и гонителем дивеевских сестер Иваном Тихоновичем Толстошеевым была построена Тихвинская церковь. Священномученик Серафим (Чичагов) настаивал на том, чтобы новый собор строился на заповеданном преподобным Серафимом месте, и блаженная Параскева (Паша Саровская) тоже не благословляла закладывать храм вне Канавки.

После разгона Дивеевского монастыря в 1927 году в Тихвинской церкви была устроена паровая мельница, которая сгорела через год. В 1962 году на ее фундаменте была построена кирпичная столовая школы-интерната. В марте 2011 года интернат был переведен в поселок Сатис, и вся территория, обнесенная Канавкой, перешла к монастырю. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла приступили к подготовке места для строительства собора и утвердили архитектурный проект. К июню 2011 года были разобраны здания на месте будущего строительства и освобождено место для собора.

Когда строительную площадку подготовили, стало ясно, что храм должен иметь пропорции, определенные Самой Богородицей строителям Успенского собора в Киево-Печерской лавре в меру Ее Пояса. Словно бы в подтверждение этого, как некогда киевским зодчим, Матерь Божия прислала в Дивеево Свой Пояс. 6 ноября 2011 года с Афона в Дивеевскую обитель был принесен ковчег с Поясом Пресвятой Богородицы. Многотысячным крестным ходом ковчег со святыней был пронесен по Святой Канавке, которую, как говорил батюшка Серафим, «Сама Царица Небесная Своим Пояском измерила». Место, где намечено было возвести Благовещенский собор, митрополит Георгий крестообразно осенил ковчегом с Поясом.

За архитектурную основу нового собора взят храм московского Заиконоспасского монастыря — это стиль, близкий к русскому барокко, характерный для начала XVIII века, в котором выстроен первый дивеевский собор — Казанский. Пропорции Благовещенского собора определены Поясом Пресвятой Богородицы, длина которого 1,2 метра, и составляют 20 Поясов в ширину (24 метра), 30 в длину (36 метров), 50 в высоту (60 метров).

26 апреля 2012 года было положено начало строительству Благовещенского собора. В этот день 2-й седмицы по Пасхе, когда вспоминается дивеевская преподобномученица Марфа (Тестова), митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий с сонмом духовенства совершил молебен на начало благого дела и крестный ход по Святой Канавке с окроплением строительной площадки святой водой. В присутствии правящего архиерея и настоятельницы Серафимо-Дивеевского монастыря игумении Сергии были начаты работы по подготовке котлована под фундамент храма.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.

Официальный сайт Нижегородской митрополии

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *