Правда ли, что Христа «придумали» сектанты за сотни лет до христианства?

В I-II веках до Р. Х. в окрестностях Мертвого моря обитала религиозная группа ессеев, писавших об «Учителе праведности», которому открыт смысл всех пророчеств и суждено пострадать от врагов. И некоторые критики христианства утверждают, что у этого иудейского движения христиане и «позаимствовали» образ Христа. «Фома» объясняет, почему это не так.

Откуда вообще взялась эта версия?

Гипотеза появилась и обрела популярность в 1950-е-70-е годы с легкой руки журналистов, которые следили за одной из главных сенсаций библейской археологии XX века – кумранскими свитками.

Что за свитки?

Это самые древние из сохранившихся до наших дней фрагментов Библии – вернее, тех книг, которые впоследствии были объединены в свод Священного Писания Ветхого Завета.

Фрагменты манускриптов были впервые обнаружены в 1947 году в Кумране – пустынном местечке на северо-западном побережье Мертвого моря в Израиле. К настоящему времени найдено около 900 таких свитков, самые древние датируются серединой III века до Р.Х., а самые «свежие» – серединой I века по Р. Х. Примерно треть рукописей содержат тексты книг Ветхого Завета.

Свитки Мертвого моря, найденные в 1947 году

А при чем здесь упомянутые ессеи?

Сохранились также свитки с фрагментами трактатов и комментариев на библейские книги, принадлежащие авторству ессеев, иудейского религиозного движения, одна из общин которых обитала как раз на северо-западном побережье Мертвого моря. Долгое время считалось, что именно Кумран был местом поселения ессеев. Лишь в начале 2000-х годов благодаря раскопкам, проведенным израильскими археологами Йицхаком Магеном и Ювалем Пелегом, выяснилось, что никакого религиозного поселения в Кумране не было: на рубеже двух эпох – дохристианской и христианской – там находилась фабрика по производству керамики. А ессейская община, очевидно, располагалась в несколько ином месте – в районе Эйн-Геди.

Кто такие ессеи и во что они верили?

Ессеи жили достаточно замкнуто, верили, как и все иудеи, в Единого Бога, но отличались некоторыми своеобразными ритуалами и преданиями. Одно из их преданий повествовало об «Учителе праведности», который был некогда поставлен во главу общины ессеев, наставлял ее членов, разъяснял сокровенный смысл писаний и пророчеств и при этом подвергался гонениям со стороны «нечестивых священников».

Некоторые исследователи кумранских свитков – например, француз Андре Дюпон-Соммер и американский писатель Эдмунд Уилсон – поспешили сделать предположение, что образ этого «Учителя праведности» впоследствии и трансформировался в образ Иисуса. Ведь и Иисус тоже возглавлял общину учеников, наставлял их, а потом был предан и казнен по зависти и злобе иудейских первосвященников.

Братство ессеев Кумрана. Рисунок-реконструкция

А еще какие-то аргументы имелись у сторонников этой гипотезы?

Были исследователи, находившие сходство между ессеями с их строгими взглядами, жизнью в пустыне и практикой ритуальных омовений – и Иоанном Предтечей, который жил в пустыне, проповедовал покаяние и погружал кающихся в воды Иордана.

Еще некоторые из популяризаторов увлекались изучением параллелей между дуалистическими взглядами ессеев (те рассматривали мир как арену борьбы «сынов света» с «сынами тьмы») и особенностями стиля Иоанна Богослова и апостола Павла – и тот, и другой тоже любили парные противопоставления…

Словом, по мнению сторонников гипотезы, христианство если и не целиком, то в значительной мере обязано своими идеями иудейским сектантам, обитавшим на берегах Мертвого моря. Именно такие заголовки и полетели по страницам популярных газет и журналов.

Что на это можно ответить?

Серьезным ученым-библеистам понадобилось не так много времени, чтобы опровергнуть эти домыслы.

Во-первых, они убедительно показали, что ессеи никогда не воспринимали своего «Учителя праведности» как Спасителя — да и он сам, судя по текстам кумранитов, так себя не воспринимал. И уж тем более не связывали с его именем конечного торжества правды Божией над грехом, злом и смертью.

Возможно, именно отсутствие такой вдохновляющей веры в конечное торжество правды помешало ессеям сохранить свою общину после карательного похода римлян на Иудею в 70 году по Р. Х. Во время этой операции поселения ессеев были полностью уничтожены и никогда больше не восстановились. А вот христиане с их верой в Воскресение Христово и ожиданием Его Второго Пришествия распространились по всей земле, несмотря на два с лишним века страшных гонений.

Пещеры Кумрана

Во-вторых, всякий внимательно читающий Евангелие заметит, что Господь Иисус Христос никогда не настаивал на тех аскетических подвигах, которыми как раз увлекались ессеи. Ни Спаситель, ни Его ученики не призывали к обязательному безбрачию (а ессеи, как правило, воздерживались от брака), не настаивали на необходимости сверхстрогого поста (а у ессеев были строгие правила относительно еды – например, они не могли есть пищу, приготовленную за пределами их общины) и т.д.

Милости хочу, а не жертвы… ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф 9:13), – вот, пожалуй, ключевой принцип, о котором вновь и вновь говорил Христос. А в писаниях ессеев порой сквозит нечто противоположное: суровый подвиг как личная жертва Богу – нечто очень важное, а вот милость к грешнику может быть даже предосудительной — серьезно оступившихся ессеи изгоняли из общины.

В-третьих, то крещение, которое совершал в реке Иордан Иоанн Предтеча, если и имело какое-то сходство с ритуальными омовениями ессеев, то скорее внешнее.

Предтеча крестил приходивших к нему в воде в покаяние. Это было символическое освобождение от грехов, подготовка к крещению Духом Святым и огнем (Мф 3:11), то есть к таинству рождения в новую жизнь, к принятию Духа Святого, Которого позже пошлет верующим в Него Христос. Для ессеев же ежедневное омовение в холодной воде, предшествовавшее трапезе или совершавшееся по одному из множества мелочных случаев, прописанных в иудейском законе, было (насколько можно судить по фрагментам их устава) прежде всего ритуалом, сакральным актом очищения от скверны. Этот ритуал был, судя по всему, гораздо ближе к «преданию старцев», которое дотошно соблюдали современные Христу фарисеи, чем к крещению, которое совершал Иоанн Предтеча. Вот что мы читаем у евангелиста Марка: фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук; и, придя с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей (Мк 7:3,4).

Ритуальные омовения ессеев, реконструкция

Но ритуалы, связанные с водой, не были особенностью одних только ессеев. Все иудеи того времени часто, по несколько раз в день, омывались в специальных ритуальных бассейнах – миквах. Археологи нашли таких бассейнов в непосредственной близости от храмовой горы в Иерусалиме. А в Сепфорисе – исторической столице Галилеи, недалеко от Назарета – обнаружили целый квартал с миквами! Поэтому утверждать, будто Иоанн Предтеча заимствовал обряд погружения в воду у ессеев, очень странно. Это был широко распространенный иудейский обряд.

В-четвертых, – те самые многочисленные «оппозиции», которыми Евангелие от Иоанна действительно напоминает некоторые тексты кумранитов («свет» /«тьма», «истина»/«ложь», «жизнь»/«смерть», «хождение во свете»/ «хождение во тьме», «злые дела»/«дела правды» и т.п.). Но ведь они встречаются далеко не только у евангелиста Иоанна и у ессеев! Такие «пары» противоположностей можно обнаружить во множестве иудейских и греческих текстов той эпохи. Это яркая, но, конечно, не уникальная стилистическая особенность богословия апостола Иоанна и ессейских трактатов.

Хорошо, Новый Завет с ессеями не связан. Но ведь важнейшие рукописи Ветхого Завета обнаружили на территории ессеев — как быть с этим подозрительным фактом?

Недавно американский научно-популярный журнал Cell опубликовал статью: группа американских и израильских биологов проанализировала фрагменты ДНК из пергамента, послужившего материалом для «рукописей Мертвого моря». И выяснила, что многие из этих свитков были написаны на коровьей коже. А значит – изготовлены явно не в Кумране, где были впервые обнаружены, и вообще не в окрестностях Мертвого моря: ведь в этих пустынных местах коров никогда не держали, там нет пастбищ.

Получается, что большинство рукописей лишь хранилось в Кумране, а созданы они были за многие десятки или даже сотни километров от места их обитания. Возможно – в самом Иерусалиме, столице Иудеи и единственном месте на земле, где был построен храм в честь Единого Бога, некогда открывшегося Аврааму, Моисею и древним израильским пророкам.

Открытие ученых повышает наше доверие к библейскому тексту в том виде, как он сохранился в кумранских рукописях: мы знаем, что этот текст – не сектантский взгляд на Священное Писание, а достаточно широко принятый в те времена.

Хотя для серьезных археологов и библеистов и без упомянутого открытия уже давно не новость, что Кумран не был местом написания книг Ветхого Завета.

Так что же в итоге?

Не существует ровным счетом никаких серьезных оснований говорить о зависимости христианских идей, а тем более образа Самого Христа Спасителя, от ессейского предания. Содержание христианского благовестия несравненно шире и глубже тех аскетических упражнений и морализаторства, которые были свойственны этой иудейской секте.

Ну, а самое главное – христианство никак не могло бы устоять (не говоря уже о том, чтобы радикально расшириться и за считанные века распространиться по всему миру!), если бы оно просто «шло в фарватере» верований ессейских общин – кстати, безвозвратно исчезнувших под сапогами римлян в 70 году.


Редакция «Фомы» благодарит за помощь в подготовке материала протоиерея Димитрия Юревича, зав. кафедрой библеистики Санкт-Петербургской православной духовной академии

Фома

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *