Почему в Православии человек виновен в том, что ему плохо?

Вопрос читателя:

Почему в Православии считается, что если человеку плохо, то он виноват сам? Во всяком случае, много статей на эту тему подаются именно в таком ключе: ты грешен, ты грешишь, ты «платишь» за грехи страданиями, болезнями, которые Бог посылает тебе. Во-первых, сложно любить Бога, который посылает лишь наказания (не будешь любить сурового судью, который всегда смотрит, где ты споткнулся). Во-вторых, это вызывает лишь деструктивное чувство вины с последующим охлаждением в вере (если я так плох и страдаю за грехи, то нет смысла становиться лучше, потому что никогда ничего не заслужу, плюс человек грешен от природы, и стараться что-то менять в себе — лишь трата времени).

Игорь

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Божие на Вас Благословение! Уважаемый Игорь, давайте я Вам расскажу, как это все в Православии.

Бог сотворил человека из любви, и сотворил по Своему образу и подобию, то есть свободным и имеющим возможность совершенствоваться в любви. Это, как Вы понимаете, не о том, что человек плох, а о том, что предела совершенству и мастерству нет (проведите аналогию с работой мастера: его работы прекрасны, но всегда есть куда расти, и настоящий мастер всегда оттачивает и совершенствует свои умения).

Человек был свободен выбирать, быть с Богом или нет. В какой-то момент, когда подступил искуситель, человек выбрал действовать по своему разумению, даже не посоветовавшись с Богом, не расспросив Его о том, каковы могут быть последствия выбора. В этом и есть содержание грехопадения — считать, что ты понимаешь, как устроен мир, лучше, чем Тот, Кто его сотворил. Вы ведь помните, что после того, как был съеден плод, ни Адам, ни Ева не стали искать у Бога помощи, а просто взяли и спрятались от Него, а когда Бог вышел к ним навстречу и стал спрашивать, что случилось (надеясь, видимо, что люди попросят помощи), Ева скинула вину на змия, а Адам — на Еву и Бога (потому что Он дал ему жену). Просить помощи было бы актом свободной воли: «Господи, я хочу, чтобы Ты помог». Но к Богу люди не обратились.

И с тех пор в человеке так и остался этот опыт жизни без Бога и каждый из нас должен выбирать, быть с Богом или нет. Вот и все. Является ли падшесть человеческой природы результатом поступка людей и их выбора? Безусловно. Это просто исторический факт, но не приговор, потому что из любви к своему творению Бог устроил так, что этот грех может быть искуплен, и Сам сделал все для того, чтобы человеку была открыта дорога на небо (в этом смысл Жертвы Иисуса Христа).

Видите? Есть ошибка человека (по-еврейски, «грех», точный перевод этого слова — «промах») и есть бесконечная любовь Божия к нему, уважение к его свободе воли и действия, которые направлены на то, чтобы человек, если он хочет, мог быть с Богом в Вечности, то есть там, где ему и положено быть, где и исполняется его полнота.

Бог не посылает страдания за грехи: неправильное устройство жизни — это результат того самого первого промаха людей, когда все пошло в мире наперекосяк. Но у человека всегда есть возможность встать на тот путь, к которому он призван.

Теперь переходим ко второй части вопроса про тщетность усилий. Святость, то есть состояние сердечной внутренней чистоты, при котором ничто внутри не мешает согласию с волей Божией и общение с Богом — это нормальное, естественное человеческое состояние до грехопадения. После него оно возможно только как результат сознательного выбора: хочу быть с Богом. А поскольку в человеке всегда есть память о бытии без Бога, да еще и навык жизни без Бога, перестроиться в нужное состояние очень сложно, в этой перестройке (покаянии, изменении ума, изменении образа мыслей) и есть суть духовной борьбы. Борьба эта не всегда удачна (собственно, как любая борьба с собой: попробуйте перейти на правильное питание или заняться спортом, там тоже борьба и человек тоже срывается), и главное — это, упав, не остаться лежать и не махнуть на все рукой, а продолжить идти, вот и все. Чем дальше человек идет, тем больше он понимает, как он далек от совершенства (как и в работе: чем больше Вы развиваетесь и узнаете, тем больше понимаете, сколь многого Вы не знаете, это нормально). А еще, поскольку полнота достигается в согласии с волей Божией и особом соединении с Богом, ясно, что одних усилий человека тут недостаточно и нужно выстраивать отношения с Богом, обновлять их, развивать и углублять (как и человеческие отношения, отношения двух личностей). И, коль скоро речь от отношениях, думаю, уже сразу понятно, что одних усилий человека недостаточно, да и не всегда тут нужны именно усилия, а если и усилия, то очень определенные, нужные именно для процесса по такому очищению себя, результатом которого будет отсутствие препятствий для обожения. Условно говоря, нужно убрать изнутри вес лишнее и по своему желанию дать пространство для действия благодати Божией, божественных энергий.

То, что не все и не сразу получается в духовной жизни — это нормально, как и в любом деле. Главное — сделать правильный выбор пути и, как я уже написал выше, после каждого падения упорно вставать, возвращаться на этот путь и идти к Богу, как бы и что бы ни сбивало с этой единственно верной дороги.

Муссирования вины в православии нет. То, что в текстах святых отцов много сказано о греховности — так это отцы свой опыт описывали. Чем выше они поднимались по лестнице добродетелей, чем ближе были к Богу, Любви, тем острее чувствовали свое несовершенство (сделайте работу Вы и сравните ее с работой мастера — Вы четко увидите свои недостатки: «Ай. ну вот же как можно сделать, вот тут мне недостает умения, тут, тут, значит, вот этому, тому и другому еще нужно научиться»). И чем глубже отношения, тем яснее понятно, что от тебя самого зависит далеко не все, и чем ближе к Богу, тем лучше видно и понятно, как много просто по факту здесь делает именно Бог и какая частичка остается за человеком. Но это и логично: человек — творение, а Бог — Творец мира. Так что пропорция более чем справедливая, правда же?

Храни Вас Господь!

Фома

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *