Можно ли на панихиде самой читать записки и не платить?

Вопрос читателя:

Здравствуйте! Во время панихиды в поминальные родительские субботы поминальные записки с именами читают служащие в храме женщины. Записка на панихиду что-то стоит.  Можно не платить , а участвовать в чтении своих поминаемых, когда читаются  оплаченные записки. Была свидетелем, как это расценивать? Спасибо.

Отвечает иерей Виктор Никишов: 

Бог Вас благословит!

В Вашем вопросе как бы два вопроса — о возможности читать панихиду самой и об оплате.

Начну со второго, потому что он касается устройства жизни прихода. Нормальным образом, исторически, приходская община строила храм (или брала храм на содержание), из нее выделялись люди, имеющие достаточные внутренние качества, чтобы быть священниками, получали соответственное образование или, если уже имея достаточную подготовку, становились священниками. Поскольку служение в храме, фактически, не предполагает никакой другой занятости (да и невозможно,если община большая), приход брал на себя содержание семьи священника. Соответственно, прихожане складывались также на оплату труда тех, кто занимался устройством храмовой жизни (пение, уборка, помощь в алтаре и так далее) либо сами несли эти послушания (опять же, Вы понимаете, что совмещать работу где-то и служение в храме не каждому под силу и по финансам, и по компетенциям). Соответственно, отдельно за совершение конкретных треб могли и не платить, потому что и так часть доходов (условная «десятина») жертвовалась на храм. Плюс каждый мог, что называется, во славу Божию пожертвовать больше, сделать подарок храму или всей общине, как-то особо вложиться в приходскую жизнь (например, купив облачения, заказав икону или написав и так далее). Бывало, что храм содержался за счет государства, и тогда возникал вопрос о том, в какой мере сама община поддерживает церковную жизнь в материальном смысле. Обычно все равно были ктиторы — благотворители, те, кто особо заботился о приходской жизни, чтобы все необходимое было обеспечено.

С течением времени ситуация изменилась. Сейчас храмы, после того, как в советское время Церковь была отделена от государства, содержатся исключительно на пожертвования прихожан, в том числе и за записки на панихиду. И поскольку не каждый приход сформирован как община, а не каждая община реально несет на себе все расходы по содержанию храма, возникла система пожертвований, ориентировочная сумма которых указана как «цены». Изначально это реально примерная сумма. Если храмы, в которых суммы не указаны, есть те, которые, чтобы быть уверенными в том, что точно смогут заплатить по счетам в конце месяца (за те же электричество, отопление и воду), суммы указывают.

Отсюда и берутся эти суммы.

Традиционно человеку не приходила мысль о чем-то «бесплатном» в храме, потому что он всегда участвовал в обеспечении церковной жизни (Вам же не приходит мысль, что Вы дома едите бесплатно? Нет, потому что Вы естественным образом вкладываетесь в жизнь семьи деньгами или трудом, такое отношение было и к храмовой жизни). И сегодня эти суммы стоит воспринимать прежде всего как участие в жизни прихода. Конечно, это намного проще, если речь идет о храме, куда Вы всегда ходите, и сложнее, если Вы пока не прихожанка конкретного храма. Но, в общем, суммы отсюда.

Далее вопрос о том, кто может читать записки на панихиде. Панихида — это такое молитвенное последование, которое может совершать и священник (своим чином), и мирянин (своим чином, мирским). Когда панихиду совершает священник в храме (тем более, панихиду особую, которая служится только в Родительские субботы), он это делает не один, в молитве так или иначе участвуют все, кто есть в храме, просто священник возглавляет чинопоследование. Записок бывает много. Те, кто находится в храме, молятся о своих усопших, и одновременно записки о них читает и священник. Но когда имен много, физически невозможно прочитать все, служба очень растянется, поэтому священникам помогают те, кто может — алтарники и прихожане, которые могут читать. Женщины, читающие помимо тех записок, которые им поручил читать священник, свои записки, скорее всего получили на это благословение того же священника. Бывает, что в храмах записки раздают читать всем желающим, так что можно читать и свою записку, и записку от совершенно незнакомого человека. И это вообще не о том, что «вот я заплатила, поэтому мне должен прочитать священник» или «а вот он не заплатил, почему я должна читать» или «я читаю сама, за что я плачу?». Денежный взнос — это участие в жизни храма, в том числе в обеспечении того, что в данный момент в нем есть свет, тепло, священник имеет облачение, а в церковную лавку купили бумагу и ручки для того, чтобы написать записки. Или вообще деньги пошли на помощь тем, кто болен или нуждается.

Ситуации бывают разные. Если у Вас действительно нет денег пожертвовать на храм, Вы можете подойти к священнику напрямую и попросить его помянуть Ваши имена без оплаты. Либо Вы можете помянуть и сами, но Вы тогда отдаете себе отчет в том, что реально не можете никак поучаствовать в жизни прихода, только молитвой, и это правда.

Сообщение Можно ли на панихиде самой читать записки и не платить? появились сначала на Православный журнал "Фома".

Фома

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *