«Многие обычаи Церкви, на мой взгляд, не находят обоснования в Библии. Не нужно ли их пересмотреть?» Вот что на это предложение отвечает священник

Этот вопрос с большей или меньшей интенсивностью звучал в истории Церкви не раз. Не дожидаясь соборного церковного ответа, люди, сопоставлявшие современную им практику Церкви с содержанием Библии, сами пытались пересмотреть и изменить то, что, как им казалось, не находило библейского обоснования. Результатами таких пересмотров становились возникавшие на этой почве еретические учения, большей частью уже прекратившие свое существования. Один из самых радикальных пересмотров произошел в XVI веке в Западной Европе и дал начало протестантизму — направлению в христианстве, которое существует до сегодняшнего дня и представляет собой совокупность независимых церковных союзов, сообществ и деноминаций.

Типологически протестантизм — плоть от плоти эпохи Возрождения. Гуманисты, заложившие идеологический фундамент Ренессанса, воспринимали время, отделявшее их от золотого века античности, как провальный период в истории и культуре Европы, недостойный просвещенного внимания. В самом термине «средние века» (medium aevum), введенном итальянским историком-гуманистом Флавио Бьондо в XV веке, сквозит пренебрежение и негативный оттенок — это просто некий средний период, досадное недоразумение, лежащее между двумя великими эпохами. Для протестантских реформаторов аналогом золотого века античности стал период раннего христианства, а лозунг гуманистов «ad fontes» — «к источникам» — приобрел в протестантизме форму «Sola scriptura» — «только Писание». В итоге, весь исторический духоносный опыт Церкви был отвергнут.

И тогда, и сегодня сторонники пересмотра церковных обычаев в соответствии с библейским текстом не учитывают одно очень важное обстоятельство: сам библейский канон — т.е. свод текстов, составляющих Священное Писание — не упал с неба. Он возник и сформировался в Церкви и не отделим от Нее. Сначала, к III в. до н.э. в Древнем Израиле был создан список книг Ветхого Завета. Затем, только к IV–V векам по Рождестве Христовом сложился Новый Завет, куда вошли четыре Евангелия, книга деяний святых апостолов, апостольские послания раннехристианским общинам и Апокалипсис Иоанна Богослова. Кодификация Священного Писания происходила в ходе обсуждений на церковных соборах, и именно соборный разум Церкви определял выбор книг, вошедших в состав Библии.

Иисус Христос не принес на землю книгу. Он создал Церковь, Которую, по Его словам, врата ада не одолеют (Мф 16:18).

Божественное откровение не прекратилось с того момента, как в Библии была поставлена последняя точка. Его источником наряду со Священным Писанием продолжило выступать Священное Предание, которое охватывает весь исторический опыт Церкви, в Которой живет Дух Святой. Предание, по выражению русского философа и богослова В.Н. Лосского, — это «жизнь Духа Святого в Церкви, жизнь, сообщающая каждому члену Тела Христова способность слышать, принимать, познавать Истину в присущем ей свете, а не естественном свете человеческого разума». Таким образом, Предание включает в себя Писание, которое вне его немыслимо.

«Писание отнюдь не самодостаточно и не может само по себе, изолированно от церковной традиции, служить критерием Истины, — пишет митрополит Волоколамский Иларион. — Книги Священного Писания создавались в разное время разными авторами, и каждая из этих книг отражала опыт конкретного человека или группы людей, отражала определенный исторический этап жизни Церкви, включая ветхозаветный период. Первичным был опыт, а вторичным — его выражение в книгах Писания. Именно Церковь придает этим книгам — как Ветхого, так и Нового Заветов — то единство, которого они лишены, если рассматривать их с чисто исторической или текстологической точки зрения». Другими словами, изолировать Библию от ее церковного контекста невозможно. Не Церковь получает свой авторитет от Библии, но, напротив, Библия от Церкви.

Практика, обычаи и традиции Православной Церкви глубоко связаны с Библией, но не потому, что они взяты непосредственно из текста Писания, а поскольку порождены тем же Духом и той же духовной традицией, что и сама Библия.

Читайте также: Как создавались и выглядели рукописи Евангелий

Фото https://ru.depositphotos.com

Фома

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *