Как смириться со старостью?

Вопрос читателя:

Здравствуйте, дорогой батюшка, я не могу примириться с неумолимой скоротечностью времени и даже пытаться жить настоящим. Я безумно, панически боюсь старости, смерти родных и близких и думаю о ней каждый день, боль от этих мыслей становится с каждым днем невыносимее, я потеряла покой и сон.

Дело в том, что я вижу святость человека лишь в детстве, в его обособленности от стыда и греха, в неведении о смерти и времени. Каждый, пускай даже достигший к середине жизни выдающегося успеха человек, несет в мир наибольшую гениальность только в детстве и ранней молодости, именно в это время он способен со всей пылкостью, страстью, искренним интересом и всецелой увлеченностью привносить в мир что то, чего не было ранее, творить. Далее происходит умирание, человек постепенно мертвеет причем гораздо раньше чем его тело, и что самое страшное, по большему счету не замечая этого. Человек оказывается недостойно поруган судьбой и жизнью и выброшен в скорбную бредовость ностальгии, его яркая, живая и твердая душа рассыпается по кусочкам, из стойкого континента превращаясь в обособленные островки стремительно и необратимо уходящие в неизведанную, чуждую и Богу и человеку бездну.

Мне больно смотреть на безнадежно увязших в беспросветной скуке взрослых и видеть в них не повзрослевших и творчески, нравственно и духовно реализовавшихся детей, принесенных в мир напрямую Богом, сотворенных им по его образу, а детей мертвых, в своем детстве, в своей человеческой природе и во Христе погибших и более нерожденных, бездарно волокущих остатки безбожного обывания. Где есть человеку спасение? Где его детство, где, кроме как в памяти, существует взаправду его красота, любовь, искренняя радость, вера, его творчество? Иногда я думаю о самоубийстве, чувствуя и физически ощущая гниение своей плоти души. В своем существовании я не чувствую ничего кроме предательства мной Христа.

Скажите, зачем жизнь так устроена? Как с этим смириться? Я знаю, что это вопросы чуждые верующему человеку, но в таком случае, как обрести веру, доверие Богу свою судьбу и судьбу близких?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Здравствуйте!

У Вас в письме много вопросов, они все сложные и, в общем, у Вас тут две линии работы — это духовная жизнь и, наверное, работа с психологом, который мог бы помочь Вам осознать те проблемы, над которыми Вы размышляете.

Я же напишу просто о том, что могу сказать по каждому Вашему вопросу. Я не буду выделять тут моменты главные и второстепенные: вопросов в письме слишком много. Поэтому просто пойду по порядке.

Итак, Вы не можете «примириться с неумолимой скоротечностью времени и даже пытаться жить настоящим». Думаю, тут Вам все же надо попробовать понять, что жизнь такова, какова она есть. Человек не определяет свои природные характеристики, он живет с данностью. И данность эта такова: наша земная жизнь ограничена возможностями нашего тела: тело не живет вечно, тело не умеет летать, не умеет дышать под водой, бежать со скоростью 100 км/ч и вообще много чего не умеет. Но оно умеет очень многое: дышать, есть, бегать, прыгать, плавать, слышать, видеть, осязать, вдыхать ароматы и так далее. Вы посмотрите на те возможности, которые есть, и попробуйте ими пользоваться.

Человек создан для вечной жизни — это факт. Но вечная жизнь — для души, а для тела, увы, нет. Только потом как-то будет новая жизнь после Всеобщего Воскресения, но мы не знаем, как именно все будет тогда. Поэтому мы говорим о том, что надо жить здесь, в этом мире, и одновременно готовиться к вечности. Поэтому надо и заниматься вещами земными (всякий бы там, разные дела, радости и прочее), и вещами духовными (питать свою душу, приобщаться к благодати Божией через Таинства Церкви и вообще вести жизнь не только телесную и душевную, но и духовную, чтобы жить в полноте). Если так смотреть на вещи, мне кажется, как-то логично получается, что будешь жить здесь и сейчас. Потому что иначе как же? Вы и живете здесь и сейчас: Вы сейчас дышите, смотрите, наверняка держите в руках телефон или мышку, листая мой ответ, Вы едите, спите, пьете… Все это происходит здесь и сейчас. Вам только нужно еще внутри не концентрироваться на быстротечности времени (Вы же не концентрируетесь на том, что дышите легкими, небо голубое, а ходите Вы по земле, благодаря силе всемирного тяготения?), а просто жить уже в этом времени. А смотреть на время смысла нет: оно течет помимо Вас, как небо голубеет и Земля притягивает, размышления об этом все равно ничего Вам не дадут).

Вы «безумно, панически» боитесь старости, смерти родных и близких.
Не надо бояться. Вот тут Вам бы к психологу, чтобы с ним проработать свои страхи и принять спокойно, что такова жизнь, и состариться — это еще большее благословение, возможно, чем умереть в детстве, молодости или во цвете лет. Бог даст, Вы проживете эту жизнь во всей полноте: узнаете и радости юного возраста, и радости зрелого, и радости преклонного. В нашей современной культуре со старостью связан в основном негатив (собственно, о нем Вы и пишете), но ведь старость — это логичное завершение жизни тела. Это время мудрости, а если немощи — это может быть время повышенной заботе о старом человеке со стороны родных и близких.

Что касается смерти родных и близких — тут тоже к психологу. Со смертью в современной культуре тоже, увы, отношения сложные, мы, по сути, не умеем переживать смерть — ни свою, ни чужую. Об этом есть тексты, интервью, например, тех, кто работает в хосписах. Поищите их. На ФОМЕ есть, например, вот такие тексты: Почему так тяжела смерть близких? и Что Церковь говорит о смерти?

Подумайте немного об этом, немного сместите свой взгляд — и Вы увидите, что можно так не бояться смерти.

Опять же, часто страх смерти — это желание контроля над тем, что нам неподвластно. А такое желание часто возникает в том случае, когда человек убегает от своей жизни. То есть первичен не страх смерти, а желание убежать от жизни, дел, проблем, вопросов, задач. Так что Вы сама или с психологом подумайте, от чего Вы, возможно, хотите спрятаться в свои страхи.

Далее Вы пишете про детство. Ну что же, дети безгрешны, это правда, до тех пор, пока не начинают осознавать свои поступки. И смысл святости взрослого человека в том, что он осознанно хочет быть с Богом и борется за это. Понимаете, одно дело — если Вас ведут за руку, другое — если Вы идете сами, одно дело — плыть на кругу, другое — плыть самому (но круг все равно есть — Господь всегда рядом с человеком, на всякий случай). И не надо бояться взрослеть и брать на себя ответственность за свои поступки и выборы: каждый Ваш выбор — это свободный шаг, и ведь это же прекрасно, что он есть! Ну что Вы! Нельзя же всю жизнь оставаться ребенком, надо вставать и идти самостоятельно.

Насчет непродуктивности старости не соглашусь: можете даже в сети найти подборки историй людей, которые начали что-то уже в зрелом возрасте и добились как раз в годах преклонных. Есть и статистика по Нобелевским лауреатам: по одним наукам люди получают премии в раннем возрасте, а по ряду других, как правило, уже в старости. Всему свое время.

А сейчас Вы как раз фундамент закладываете того, какой будет Ваша старость, так действуйте!

Вы пишете также о том, как больно смотреть на увядающих взрослых. Согласен, больно! Но знаете, Вы можете тут помочь: поучаствовать в каких-то благотворительных программах для помощи старикам, например, через фонд «Старость в радость». Я не о том, что не согласен с Вами, согласен! Я о том, что у Вас есть возможности, чтобы противодействовать тому несправедливому, что Вы видите.

А то, что результат жизни может быть разным — это факт, да. И мне тоже горько видеть, когда человек употребил свою жизнь так, что стал мертв душой… Но это его выбор. Ваш выбор — другой! А когда Вы в нем немного окрепнете, возможно, сможете и другим людям помочь немного хотя бы изменить свой жизненный маршрут, чтобы идти к Источнику Жизни — Богу, а не от Него.

Спасение человеку, конечно же, в Боге и есть поэтому, потому что в Нем Жизнь и исполнение человека.

А что касается смерти и всего прочего, что наполняет болью Ваше сердце — так это последствия греха Адама и Евы, когда они решили жить без Бога. Вот все это больное — это жизнь без Бога и есть, а жизнь с Богом — Спасение, свет, радость и, собственно, жизнь вечная. И Христос пришел как раз для того, чтобы каждый человек имел выбор — идти к Богу или нет (см. Кто такой Христос, и зачем Он пришел к нам?). И Вы, пожалуйста, идите путем света и жизни, хорошо?

Вопросы Ваши актуальны для каждого человека, огромное количество текстов наши святые написали на эти темы — жизни, смерти, страхов, памяти смертной, отчаяния и так далее.

А чтобы выбрать путь жизни, Вы можете начать молиться Богу молитвами или своими словами, просить о помощи и начать потихонечку вести церковную жизнь. Со временем у Вас появятся нужные навыки и знания о том, как устроен человек. Спрашивайте священника, ходите в воскресную школу для взрослых, разбирайтесь постепенно. Так и обретете то, что Вам нужно.

С Богом! Верю, что все получится!

Сообщение Как смириться со старостью? появились сначала на Православный журнал «Фома».

Фома

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *