Как объяснить, почему Николай II — святой?

Вопрос читателя:

Я верующий человек и моя семья тоже! И сегодня у нас возник очень серьёзный вопрос!!! Оказалось, что моя жена и сын против канонизации нашего последнего Царя Страстотерпца и Святого Николая Второго! У меня не хватает аргументов для его защиты! Они говорят так: несмотря на все его личные человеческие подвиги и православную и мученическую кончину и жизнь, он недостоин звания святого из-за того, что не уберёг империю, государство и подданных от войны, лишений, смертей, распада, лишений и, главное, революции! Помогите мне, пожалуйста, объяснить, с Божией помощью и вами, суть этой размолвки! Спасибо и Храни Вас Бог!!!

Андрей

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Дорогой Андрей, здравствуйте!

Я специально попросил редакцию сохранить Вашу авторскую пунктуацию, чтобы были виден накал, скажем так, эмоций в Вашей семье. Я отвечу Вам на вопрос, но сперва обращу внимание на то, как хитро действует лукавый: внутри семьи должны быть мир, лад и покой, тишина, согласие и взаимопонимание. Лукавый же «раскручивает» людей на эмоции, порой по самым благочестивым поводам, а заставляет их не просто мирно обсуждать непонятный вопрос, а вступать в ссоры, кричать и так далее. так быть не должно! И если у Вас с женой на что-то разные точки зрения, неважно, кто прав и кто неправ (а может быть, правы оба), Ваша задача — это не дать эмоциям Вас захлестнуть, Вам нужно научиться отличать главные вопросы от второстепенных и всегда исходить из того, что Вы с женой идете по этой жизни вместе. Никогда Вы не должны чувствовать, что Вы с ней по разные стороны баррикад, это железно.

Что касается вопроса канонизации Царской семьи, у нас есть материал на эту тему: За что канонизирован император Николай II?

Вы можете увидеть, что канонизировали его — как и многих других людей — именно за его личную жизнь и те страдания, которые он претерпел в конце жизни, он и канонизирован как мученик, страстотерпец. В истории Церкви очень много святых, которые не отличались праведностью жизни многие годы. Вспомните, что первым в Рай вошел разбойник, распятый на кресте рядом со Спасителем. Можно вспомнить, что и апостол Павел сторожил одежду тех, кто побивал камнями первомученика Стефана, и вообще он направлялся в Дамаск, чтобы гнать Церковь Христову. Можно вспомнить 40 Севастийских мучеников и момент, когда один из осужденных отказался от подвига — и на его место встал один из стражей, мучителей, и он стал в этот момент одним из святых. И таких историй очень много! преподобная Мария Египетская, память которой празднуется Великим постом (см. Стояние Марии Египетской — кто она и где стояла?) была блудницей, а потом стала великой, величайшей подвижницей. И страстотерпец Николай, который был последним российским императором, канонизирован именно за свой выбор в конце жизни — за личные, частные подвиги и за мученическую кончину. Да, на него, может быть, не стоит ориентироваться как на успешного правителя и главнокомандующего, а вот в личной, частной жизни у него и его супруги очень многому можно поучиться. И дай Бог каждому такого смирения, любви и кротости в частной жизни.

И можно еще сказать в этом споре, что, раз Церковь, изучив все документы, приняла решение о канонизации, нормально для христианина это решение принять. А если оно очень волнует, то почитать сами документы и официальные формулировки с обоснованием возможности канонизации. Коротко они пересказаны как раз в материале по ссылке. Никто не заставляет Вашу жену и сына молиться страстотерпцу Николаю. Я думаю, если масса святых, которым Ваша жена не молится по разным причинам, например, не знает о них, не успевает, или время есть только на молитвы тем, кого она особенно почитает. И слава Богу. А вот что лично ее задевает в этой канонизации, она может подумать и обговорить с духовником, только сперва надо изучить документы.

С Богом!

Сообщение Как объяснить, почему Николай II — святой? появились сначала на Православный журнал «Фома».

Фома

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *