«Христос пришел дать нам свободу, а религия сковывает человека заповедями и запретами. Как это можно совместить?» — отвечает священник

В христианском понимании свобода — это черта образа Божьего в человеке. Создав людей по Своему образу и подобию, Господь наделил нас этим даром — одновременно и благодатным, и страшным. Уже Адам и Ева испытали на себе амбивалентность свободы, оказавшись в ситуации выбора — доверится Богу, или пойти на поводу у змея. Их выбор в пользу зла обернулся вселенской катастрофой, последствия которой не изжиты до сих пор. С тех пор вопрос выбора стоит перед каждым человеком. Только нам, в отличие от Адама, говорившего с Богом лицом к лицу, тяжелее выбрать добро — слишком сильно повлиял на нашу природу грех, унаследованный человечеством от его прародителей.

Тяжесть и усилия, с которыми связан свободный выбор в пользу добра, породили вульгарное понимание свободы как возможности человека поступать в соответствии с собственными желаниями. Однако такое понимание весьма спорно. Вся агрессивная культура потребления, которой характеризуется современное общество, направлена на моделирование желаний и их удовлетворение. Реклама товаров, услуг и в целом определенного образа жизни программирует поведение человека строго определенным образом. Но если мое желание возникло в результате подобного послания, можно ли сказать, что оно — мой свободный выбор? Могу ли я в этом случае отделить себя от своего желания? — нет. Будучи простимулированным извне, оно просто увлекает меня за собой.

Настоящая свобода предполагает, что человек является господином своих желаний и подразумевает ответственность человека за его выбор: ответственность перед собой, обществом и Богом. Именно о такой свободе, побеждающей суетные желания и тесно связанной с ответственностью, пишет апостол Павел: к свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу (Гал 5:13).

Религия действительно ограничивает и сковывает, но не человека, а его животные инстинкты и страсти, одновременно освобождая дух — т.е. то, что и составляет наше подлинное «я» — от рабства греху.

Человек получает свободу не для того, чтобы грешить, а чтобы, будучи укрепляемым благодатью Божией, иметь возможность не грешить. Ведь, по слову Спасителя, всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин 8:34).

Свобода предполагает независимость от греха. Путь к ней показал Христос — нужно только внимательно прочитать Евангелие. Идти таким путем непросто, поскольку он связан с превозмоганием себя, с освобождением от привычного и уютного рабства греху и потакания своим страстям. Вспомним древних евреев, которые, освободившись от египетского рабства, вскоре, столкнувшись с трудностями в пустыне, стали тяготиться обретенной свободой и роптать на Моисея, говоря зачем ты вывел нас из Египта (Исх 17:3). Именно в этом смысле апостолы в проповеди к нововообращенным христианам говорили, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян 14:22). Ведь что может быть тяжелее и мучительнее, чем осознание своей беспомощности перед лицом греха, от которого хочешь, но не можешь избавиться. Но если мы решительно будем следовать этим путем, то постепенно бремя свободы, поначалу почти невыносимое, станет легким. Только на этом пути возможно подлинное освобождение и, как следствие — обретение счастья, стремление к которому заложено в каждом из нас.

Фото https://ru.depositphotos.com

Фома

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *