Христианство – религия вины и упрека?

Вопрос читателя:

Христианство – религия вины и упрёка?

Христианское богословие гласит, что любой человек априори грешен, болен и виновен; он не может стать хорошим, что бы он ни делал, и даже на самых вершинах святости он только начинает осознавать глубину своей вины перед Богом.

Ислам и иудаизм в этом плане предлагают гораздо более спокойный взгляд на жизнь – живи, соблюдай закон Бога и будь что будет. Там нет какой-то экзальтации и постоянного самобичевания, сравнения с какими-то недостижимыми идеалами святости. Мусульманин в его представлении – это не от рождения до смерти заслуживающий наказания грешник, а любимое дитя Бога.

Это хорошо заметно и в разнице между псалмами и новыми христианскими молитвами. В псалмах есть самые разные темы, не только покаяние – тут и рассуждения, и благодарность, и воспоминания об истории, и философские размышления. А в христианских молитвенниках – одни постоянные слёзы и самоуничижение. Взгляд псалмопевца на мир и Бога лично мне кажется более адекватным.

Зачем постоянно топтать человека и прессовать его чувством вины и несовершенства?

Спасибо.

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Божие на Вас Благословение! Христианство – это не религия вины и упрека, это религия любви. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою», – сказал Сам Христос (Ин, 13:6). «Будьте братолюбивы друг ко другу с нежностью», – писал святой апостол Павел о том, какие отношения должны быть между христианами (Рим. 12:10).

Основа христианского понимания мира – это именно любовь: человека Бог создал только из любви к нему и для любви. И это любимое дитя и творение Божие, да. Если Вы этого не знаете, значит, Вы что-то не то читали и не там. Ничего страшного, все мы ошибаемся, сейчас разберемся.

Да, так вышло, что человек сознательно выбрал путь без Бога, не понимая, к чему это его приведет. Слово «грех» означает «ошибку», перевод такой с древнееврейского языка. Конечно, человек промахнулся, когда сделал такой выбор. Но и этот вариант Господь предусмотрел и устроил, как сделать так, чтобы открыть человеку путь, к которому он был призван изначально – к вечной жизни с Творцом мира, Богом. Бог не бросил человека погибать, а, как любящий Отец, буквально вытащил его из его выбора. Христианство – о том, как каждый человек может вступить на этот путь, пройти по нему и оказаться там, где он и должен быть в Вечности. Пораженность грехом – опыт бытия без Бога – осталась в каждом человеке, это и есть грехопадение Адама и Евы. И теперь поэтому каждый человек – свободный, созданный потому что по образу Божию – может выбирать, с Богом ему быть или нет. Вы уже знаете, что такое быть без Бога, поэтому давайте сделаем правильный выбор?

Что касается текстов. Псалмы – это часть и богослужения, и домашнего молитвенного правила. Мы молимся их словами и принимаем их. В молитвослове есть самые разные молитвы — и просьбы, и покаянные, и радостные благодарственные, и обилие акафистов, в которых постоянно повторяется: «Радуйся, радуйся».

Вам кто-то неправильно объяснил про христианство, и Вы сконцентрировались на том, что мешает быть с Богом, но выпустили из поля зрения то, что это бытие дает – любовь, мир и радость. Возможно, Вам не попадались просто тексты святых отцов, в которых они пытаются описать дивное неземное состояние благодати, когда мир Божий сходит в сердце и наполняет его. Может быть, Вы пока сами в начале духовного пути, и в начале, действительно, бывает много борьбы. Впрочем, она и потом сопровождает человека. Лукавый стремится извратить понимание истины так, чтобы ни за что не дать человеку возможность пройти путем к Богу. Увы, Ваше письмо как раз об этом: о неверном понимании. Так не дайте себя обмануть, не попадайтесь в эту ловушку.

Поговорите со священником, которому исповедуетесь, и попросите его больше рассказать Вам о том, к чему мы все идем. Может быть, на приходе Вы встретите людей, в которых как раз есть этот мир и радость, Вы тогда просто поймете, к чему и зачем это все. Живой пример всегда лучше, чем прочитанное в книгах.

А что святые писали о немощах и грехах, так это они писали правду: чем дальше, тем больше они осознавали свое несовершенство, приближаясь к Богу. Это вот знаете, как в работе: пока работаешь сам, вроде как оно и ничего, а потом видишь работу мастера, и понимаешь, насколько твоя собственная работа пока что груба, несовершенна и неуверенна. И так это осознание поражает, что как же о нем не рассказать? Оно и дает стимул в работе, в совершенствовании, профессиональном росте. Или в науке: кажется, что диплом написать – это огромное дело, кажется, что все сможешь охватить. Работаешь над магистерской – понимаешь, что всего-то охватить не получится, но еще хочется. Кандидатская – следующая ступень – и понимаешь, как мало ты знаешь. А выдающиеся специалисты, доктора наук, очень часто отказываются даже экспертами выступать по смежным областям, потому что понимают, насколько мало может изучить человек за свою жизнь, даже по одному предмету. И чем глубже познание, тем большая область того, чего не знаешь, открывается. Вы это имейте в виду. Со временем, как будете расти духовно, Вы это поймете, а пока просто запомните.

И отцы как никто другой понимали про эту духовную работу и точно знали, что без Бога человек ее сделать не сможет. Это просто факт.

Про другие религии можете посмотреть ответ моего собрата отца Сергия, в котором он говорит о том, почему неправильно уходить в иудаизм или ислам.

И, дорогой читатель, Вы все же смотрите не с точки зрения легкости пути, а точки зрения его истинности. Ведь, опять же, когда Вы еду покупаете, Вас же качество интересует, а не яркость упаковки, правда же? И технику Вы купите не из-за красоты коробки, а по техническим характеристикам. И в спортзал к тренеру пойдете или детей отдадите не к такому, у которого фото красивые, а к такому, который научить может. А научиться Вечности можно только в Православной Церкви, это просто факт.

Помоги Вам Бог!

Фома

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *