Грех ли долго не хоронить? Мы не в России

Вопрос читателя:

Здравствуйте, прах мамы перевезли в Германию, ещё не похоронили по объективным причинам. Родственники из России изводят упреками, что нельзя так долго не хоронить, что это не по-христиански, что она не упокоена. Правда ли это? Я не могу ускорить местную процедуру. Очень тревожное чувство у меня от упрёков родни.

Отвечает иерей Виктор Никишов:

Добрый день! Бог Вас благословит!

Бог Вас благословит! Христиане понимают, что главное в нас — это душа, бессмертная и вечная. Тело наше — это временная оболочка, тленная.

«В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт 3:19). После земной кончины очень важны наши молитвы, чтобы Господь простил нам наши прегрешения и упокоил душу в селениях праведных, то есть в Царствии Небесном (см. Молитвы за усопших).

Из благодарности к телу, в котором мы прожили земную жизнь, мы хороним его благоговейно и торжественно. Если священник совершил чин отпевания, то можно не переживать о сроках захоронения тела, если причины действительно объективные. 

Зачастую мы относимся часто к телу гораздо более трепетно, чем к душе, в силу нашего маловерия, сомнения в наличии вечности. Святые же, имея крепкую веру, относились к телу, как к временному обиталищу. Некоторые вообще, показывая не важность телесной оболочки в вечности и ужасаясь своей греховности завещали, «предать тело речным струям или выбросить в поле на съедение зверям»  Так заповедал «похоронить» себя афонский подвижник преподобный Феофил Мироточивый (1548; память 8 июля). Примеры такого отношения к своему погребению известны и в истории Русской Церкви. Преподобный Нил Сорский (1508; память 7 мая) в своем завещании заповедал своим  ученикам: «Завещаваю яже о себе моим присным господиам и братиам, яже суть моего нрава: молю вас, повергнете тело мое в пустыни, да изъядят е зверие и птица». Далее он ссылается на аналогичный пример из византийской истории: «Бойте же ся слова, иже Великий Арсений завеща своим учеником, глаголя: «На Суде стану с вами, аще кому дадите тело мое»». В житии преподобного Арсения Великого (449—450; память 8 мая) читаем, что он повелел перед кончиной своим ученикам: «Привяжите к ногам моим веревки и выбросите меня за гору».

Так нам, конечно, поступать со своими родными совершенно недопустимо, но память об этих святых должна быть с нами постоянно, для понимания субординации души и тела.

Мы верим во всеобщее воскресение мертвых, о чем вспоминаем каждый день в Символе Веры. Верим в то, что Господь восстановит тела всех не смотря на то, каким образом мы были погребены, отчего погибли.

Важно при кончине родного человека в первую очередь помнить о посмертной участи души. Я уверен, что Вы погребете тело Вашей мамы благоговейно и по-христиански в ближайшее время, о чем можно с любовью уведомить своих родственников.

Сообщение Грех ли долго не хоронить? Мы не в России появились сначала на Православный журнал «Фома».

Фома

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *