Библиография. «Фома» №7(207) – июль 2020

журнал: июль 2020 (207) №7

Библиография. «Фома» №7(207) – июль 2020

Содержание номера  — «Фома». Православный журнал для сомневающихся. — №7(207) – 2020.  FOMA.RU

1-я страница обложки: На темно-зеленоватом фоне выделяются два  слова, написанные белыми буквами: ЛЮБОВЬ ЧЕЛОВЕКА, а между ними более мелкая красная вставка-уточнение — ПОЯВИЛАСЬ РАНЬШЕ, — что складывается в общую надпись: ЛЮБОВЬ ПОЯВИЛАСЬ РАНЬШЕ ЧЕЛОВЕКА. Ниже запечатлены две цветущие ромашки (фото lori.ru), объединенные подписью в конце страницы — 8 ИЮЛЯ: ДЕНЬ, НАПОМИНАЮЩИЙ О ВЕЧНОСТИ (cм. рубрику «Даты месяца», С.4 и в разделе «Люди» материалы под заголовком «Ко Дню  семьи, любви и верности», С.42-55).

Пролог:

(на заставке — фото flickr.com/krusade/)

Лариса Миллер. «А следом, следом шел июль…».Стихотворение. 1993// Фома. — №7(207) – июль 2020. – С.2.(рубрика «Пролог»).

Содержание: С.3.

Даты месяца:

Даты месяца: июль// Фома. — №7(207) – июль 2020. – С.4-5. — (рубрика «Даты месяца»). Представлены:

8 июля. День памяти святых Петра и Февронии Муромских, День семьи, любви и верности. [Митрополит Сурожский Антоний: «Тайна любви к человеку начинается в тот момент, когда мы на него смотрим без желания        им обладать, без желания над ним властвовать, без желания каким бы то ни было образом воспользоваться его дарами или его личностью, — только глядим и  изумляемся той красоте, что нам открылась»]. Ил.: Святые Петр       и Феврония Муромские. Иконография. — С.4;

12 июля. День памяти апостолов  Петра и Павла. [На иконах первоверховные  апостолы Петр и Павел часто изображаются вместе, иногда даже обнимающими друг друга. Но в земной жизни эти апостолы виделись всего несколько раз, причем по некоторым вопросам у них были серьезные разногласия. И всё же в историю Церкви они вошли вместе… у них была общая любовь — Христос. Следуя за Ним, они могли находить общий язык, идти на уступки друг другу во благо Церкви, не раздирая ее         противоречиями. Это их соединение в любви Христовой и запечатлено на     иконах]. Ил.: Апостолы Петр и Павел. Иконография. — С.4;

17 июля. 75 лет назад родился композитор Алексей Рыбников. [Алексей Рыбников. Из интервью журналу «Фома»: «И бабушка, и мама рассказывали мне о Боге. Но никогда это не было сказкой…»]. Ил.: А. Рыбников. Фото. — С.4;

17 июля. День памяти святых Царственных страстотерпцев. [В ночь с 16 на 17 июля 1918 года по приказу большевиков в доме Ипатьева в Екатеринбурге была расстреляна семья последнего российского императора Николая II вместе с придворным врачом и слугами. Страстотерпцами Церковь именует святых, которые, не противясь,        приняли мученическую кончину от своих близких или единоверцев не за исповедание Христа во время гонений, а просто в силу злобы, корыстолюбия, коварства и сговора убийц. Соответственно, в данном случае подчеркивается особый характер подвига страстотерпцев — беззлобие, что является одной из заповедей Иисуса Христа]. Ил.: Семья Романовых. Фото. — С.5;

28 июля. День Крещения Руси. [Патриарх Кирилл. Из слова после молебна у памятника святому равноапостольному князю Владимиру в Москве, 28 июля 2019 года: «У каждого из нас есть предки как физические, так и духовные, которые передали нам язык, культуру и, важнее всего, — веру, которая укоренилась и по милости Божией живет в нашем народе. <…> Крещение Руси, совершенное святым князем Владимиром, вплетено в личную судьбу каждого из нас, и важно, чтобы мы это понимали»]. Памятник святому равноапостольному князю Владимиру в Москве. Фото. — С.5.

Колонка главного  редактора:

Владимир Легойда. Не про эпидемию (почти). [«В студенческие годы, когда я только открывал для себя мир веры, было немало такого, что навсегда запомнилось как чудо». Делясь одним из таких воспоминаний о неожиданном эпизоде, произошедшем с ним «на первом или на втором курсе» во время очень важной контрольной по английскому, В. Легойда приходит к такому выводу: «Не буду вдаваться в пафосные размышления, чудо это или нет — пусть читатель решает сам. Но почему я до сих пор с благодарностью это вспоминаю? Дело не в том, что не надо готовиться к экзаменам — личным ли,  или предназначенным всему человечеству, вроде нынешней эпидемии. Опыт показывает, что как раз надо, и желательно заранее, даже, если испытание поначалу кажется кому-то чепухой. Но та история из студенческих лет дала мне опыт очень важного ощущения — при всей нашей готовности и при всем прогрессе цивилизации важно, чтобы в моменты, которые с человеческой точки зрения кажутся моментами отчаяния и безнадежности, нас не оставляло это чувство: все наладится. Чувство, продиктованное не безответственностью, а памятью о том, в Чьих мы руках. И о Его такой важной подсказке нам: Не бойтесь»]. Фото: свящ. Игоря Палкина; Владимира Ештокина// Фома. — №7(207) – июль 2020. – С.6-7. – (рубрика «Колонка главного редактора»).

Парсуна номера:

«Парсуна» — так называется портрет в иконописном стиле, а также авторская программа Владимира Легойды на телеканале «Спас», в которой он говорит с человеком о самом главном. Вэтом номере «Фомы» — фрагменты «парсуны» Дмитрия Бака,  филолога, литературного критика, директора Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля.

Дмитрий Бак: «Мне было бы ужасно думать о себе как о белковом теле». Вместо предисловия: Первый вопрос ведущего «Парсуны» (Легойда: «Могу ли я вас  попросить самого представиться… Бак: «Я — читатель текстов. Читатель, восприниматель, обдумыватель смыслов, которые за ними стоят». [Основные мотивы беседы в заголовках коротких глав: Вообще я — ретроград («Я даже оперу «Евгений Онегин», то есть либретто, считаю схематичной модернизацией. Текст не просто «хуже» пушкинского, в нем все извращено…»); Чтение — это, наряду с верой, последний оселок нашей подлинности, который никак нельзя ускорить, «механизировать»; Я из семьи медиков, и заповедь «не навреди» мне очень понятна; Если математик говорит: «дважды два — четыре», он ничего другого в виду не имеет; Тот, кто находится вне какого-либо абсолюта, часто не может допустить, что кто-то способен в этот абсолют верить; Я своим помощникам говорю: «Текст есть в “облаке”? Пусть так, но вы уж мне, пожалуйста, вордовский файл скачайте». То есть пускай будет у меня на диске, так привычней; На что направлен прогресс? Разве на то, чтобы людям легче жилось?; Литературный музей заставляет думать; Русская литературная критика — это обычно текст глубокого дыхания; В XIX веке литература — это гениальные авторы («Нынешняя эпоха — не журнальная — издательская… В центре теперь не журнал, а книга, которая тоже стремительно уступает место окнам в Интернете»); Как правило, школьника можно научить любить литературу].Вместо послесловия: «Последний вопрос ведущего «Парсуны» (Легойда: Где вы поставите точку в предложении: «Забыть невозможно сохранить», если речь идет о бумажной книге? Бак: «Забыть невозможно. Сохранить». Ил.: Дмитрий Бак. Фото culture.ru; Королевский музей в Онтарио. Фото flickr.com/Daniel MacDonald/; фото lori.ru; Кадры программы «Парсуна» на телеканале «Спас»// Фома. — №7(207) — июль 2020. — С.8-15. — (рубрика «Парсуна номера»). — На врезках к тексту — ответы Д. Бака на вопросы В. Легойды: «Как вы относитесь к точке зрения, что критиками становятся те, у кого не получилось стать писателями?» (С.12); «Сегодня часто спорят, какие эксперименты над классикой допустимы в искусстве. Здесь есть табу?» (С.13);  «…цивилизация Гуттенберга, судя по всему, умирает. А что на смену? Гаджет?» (С.15) и высказывание Д. Бака: «Сейчас модно говорить: я — агностик. Звучит интеллигентно. На самом деле у агностика ужасная, на мой взгляд, система…» (С.14). В конце публикации предлагается: Смотрите полный выпуск «Парсуны» с участием Дмитрия Бека по этой ссылке (QR-код — ссылка на передачу).

См. также: 3 вопроса о «Фоме». Отвечает директор издательства «Никея» Николай Бреев// Фома. — №7(207) — июль 2020. — С.98-99 /3-я стр. обложки/. — (рубрика «Эпилог»).

Вопрос номера:

Чем больше смиряюсь, тем больше тоска. Что со мной не так? Письмо в редакцию/ Анна; Отвечает Александр Ткаченко. Рисунки Марии Сосниной// Фома. — №7(207) — июль 2020. — С.16-21. — (рубрика «Вопрос номера»).

См. также: 3 вопроса о «Фоме». Отвечает директор издательства «Никея» Николай Бреев// Фома. — №7(207) — июль 2020. — С.98-99 /3-я стр. обложки/. — (рубрика «Эпилог»).

ВЕРА(раздел). – С.22-41.

Школа «Фомы». Именины:

Владимир. [Инфографика]: Значение имени: Согласно одной из версий, имя означает по-старославянски «владеющий миром». Согласно другой — соединяет славянский корень «влад-» («власть, сила») с готским mёrs («великий») и значит «великая сила»; День памяти: 28 июля; Святой равноапостольный князь Владимир:Церковь именует князя Владимира  равноапостольным, ведь именно по его инициативе Русь приняла Крещение около 988 года. Поначалу Владимир был человеком необузданным, страстным и, пожалуй, даже страшным — мстительным, жестоким, развратным… Но было во Владимире нечто такое, что заставляло его искать истинного Бога. И когда он Его нашел, то словно родился заново. «Был зверь, а стал человек», — говорил он впоследствии сам о себе. Евангелие князь Владимир воспринял всерьез. Он сбросил в Днепр  изваяния языческих «богов», отменил кровавые жертвы, полностью изменил свою жизнь и постарался изменить жизнь на Руси.  Подготовил Игорь ЦукановДругие святые и известные люди с именем Владимир: Благоверный князь Владимир Мономах (1053-1125)),  день памяти  — 28 июля.  Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий (1848-1918), стал одной из первых жертв большевистского террора, день его гибели — 25 января — избран Церковью для празднования  памяти всех новомучеников и исповедников Церкви Русской. Владимир Соловьев (1853- 1900), один из самых влиятельных русских религиозных философов конца XIX — начала ХХ века; Интересные факты;Ил.: Святой равноапостольный князь Владимир. Иконография; Крещение князя Владимира. Радзивилловская летопись, миниатюра, ХV в.; Крещение Руси. Роман Кравчук; Златник — золотая монета князя Владимира. Конец X — начало XI в.;  Икона Страшного Суда, привезенная в Киев греческими монахами и повлиявшая на выбор князем Владимиром православной веры; Десятинная церковь — первый каменный храм на Руси, возведенный в 996 г. На содержание храма шла десятая часть доходов княжеской казны// Фома. — №7(207) – июль 2020. – С.22-23. — (раздел «Вера», рубрика «Школа “Фомы”. Именины»).

Патриарх Кирилл: «Это были самые трудные слова в моей жизни». [Эпидемия коронавируса поставила перед человечеством множество новых вопросов. Для христиан самые важные из них касаются того, какие духовные уроки можно вынести из постигшей мир беды. «Фома» собрал посвященные этим урокам цитаты из проповедей и выступлений Патриарха Кирилла, произнесенных в разгар эпидемии. Представленные в подборке волнующие слова патриарха, выразительные фото к ним создают сильный эмоциональный посыл, вызывающий понимание и сопереживание читателя]. Фото пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси// Фома. — №7(207) — июль 2020. — С.24-27. — (раздел «Вера»).

См. также: 3 вопроса о «Фоме». Отвечает директор издательства «Никея» Николай Бреев// Фома. — №7(207) — июль 2020. — С.98-99 /3-я стр. обложки/. — (рубрика «Эпилог»).

Школа «Фомы». Суть вещей:

Подарок святых сестер: декоративная подушечка, сделанная императрицей Александрой Федоровной и великой княгиней  Елизаветой Федоровной. [У этой обычной для начала ХХ века вещицы не совсем обычная судьба. Ее история началась более века назад. Небольшой светский сувенир, подарок на память стал напоминанием для нас о тех людях и том непростом времени]. Инфографика: Подпись ручкой на бирке с обратной стороны подушечки: «Вышивка Е.И.В. Государыни Императрицы Александры Федоровны. Акварель Е.И.В. Великой Княгини Елизаветы Федоровны». Фото; Александра Федоровна и Елизавета Федоровна причислены Русской Православной Церковью к лику святых. Совместное фото святых сестер; Общий вид декоративной подушечки (Фото)  с пояснениями: Материал: Бледно-голубой шелк, вышивка гладью и лентами, аппликация кружевом и пайетками. Размеры: 27,6 х 27,0. Вставка: женский портрет акварелью. Подпись: инициалы «Е.Ф.» в правом нижнем углу портрета — подпись великой княгини Елизаветы Федоровны; [Исторические даты] Начало ХХ века: Императрица Александра Федоровна и ее старшая сестра великая княгиня Елизавета Федоровна подарили эту шелковую подушечку графине Екатерине Ону (1878-1966), супруге известного потомственного дипломата Константина Ону; 1917-1918: Революция в России. Елизавета Федоровна и Александра Федоровна арестованы и убиты. Ил.: Иконографическое изображение святых сестер; 1920: Константин Ону — дипломатический канцлер при Деникине и Врангеле — после поражения белого движения вместе с женой эмигрирует во Францию. Они увозят с собой подарок императрицы и ее сестры; 1957: В годы изгнания, во время Второй мировой войны Екатерина Ону хранит у себя ценный подарок. А в 1957 году дарит памятную подушечку на день рождения своей внучатой племяннице, княгине  Марии Трубецкой (1886-1976, фото), одной из основательниц русского модного дома «ТАО» в Париже; 2018: Подушечка продана неизвестному покупателю    на интернет-аукционе за 12 тысяч евро; Конверт, в котором лежала подушечка, с  адресованной М. Трубецкой дарственной подписью Е. Ону, от 4 авг. 1957 г.//Фома. — №7(207) — июль 2020. — С.28-29. — (раздел «Вера», рубрика «Суть вещей»).

[Читаем Писание:]

Марина Андреевна Журинская (1941-2013). Евангелие от Луки: Начало. Ил.: Симеон с младенцем Иисусом в храме. Рембрандт ван Рейн, 1669; «Среди учителей». В. Д. Поленов, 1896; «Иди за мною, сатано». И. Е. Репин, 1894// Фома. — №7(207) – июль 2020. – С.30-35. – (раздел «Вера»). На вставках к материалу: «Евангелие от Луки, фрагменты  глав 1, 2, 4 (С.31,32,33).

*Продолжение публикаций (см. «Фома» 141,142,143,145,148,149,151,152,154, 156,158,161,163,164,165,166,167,168,169,170,172,173,175.177,178,179,181,182,

185,186,189,192,195, 196,197,198,199, 202) колонок М. А. Журинской о Евангелии,          печатавшихся ранее на сайте журнала «Фома».

Реклама сайта FOMA.RU: С.35.

Новомученики:

Архимандрит Дамаскин (Орловский), ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru. Священномученик Аркадий (Гаряев). 16.01.1878-14.07.1918. На фото: священномученик Аркадий (Гаряев); Походная церковь отца Аркадия в честь Казанской иконы Богородицы; Священник Аркадий Гаряев с прихожанами своего походного храма вогулами; Река Малая Сосьва, место миссионерского подвига священномученика. Фото сайта природного заповедника «Малая Сосьва» / m-sosva.ru// Фома. — №7(207) – июль 2020. – С.36-39. – (Раздел «Вера», рубрика «Новомученики»).

Священномученик Аркадий родился 16 января 1878 года в Верхне-Туринском заводе Екатеринбургского уезда Пермской губернии в семье священника Николая Гаряева. Первоначальное образование получил в Камышловском духовном училище, по окончании которого поступил в 1895 году в Пермскую духовную семинарию. Но уже в следующем году вынужден был прервать обучение по слабости здоровья, мешавшего ему еще в училище успешно проходить курс наук. 13 мая 1897 года назначен псаломщиком в Покровский храм в селе Покровском  Екатеринбургского уезда, а 14 марта 1898 года переведен в Троицкий храм Каменского  завода Камышловского уезда. 10 апреля 1905 года псаломщик Аркадий был рукоположен во диакона к этой церкви, через год его дополнительным послушанием стало преподавание Закона Божия в земском училище в деревне Ново-Заводской. В 1907 году диакон Аркадий рукоположен во священника к Петропавловскому храму в Петропавловском заводе Верхотурского уезда. «Село Петропавловское, — писал он о месте своего служения, — находится при слиянии двух горных рек — Ваграна (притока Сосьвы) и Колонги. Со всех сторон село это окружено горами и мало еще тронутыми хвойными лесами. В ясную погоду отсюда видны во всей          своей дикой красоте высокие точки Северного Урала…». Через два года (21 декабря 1909) отец Аркадий был назначен священником Казанско-Богородицкой походной церкви, находившейся в ведении местного комитета Православного миссионерского общества. Первый его миссионерский поход длился 4 месяца. За это время они вдвоем с псаломщиком  на санях, верхом, в лодках и пешком преодолели 1853 версты. Такое служение требовало не только желания и ревности к исполнению, но крепкого физического здоровья, и отец Аркадий   вынужден  был подать начальству прошение о переводе его на другое место. 3 октября 1912 года  (после трех лет миссионерской работы среди манси) его назначили в Никитинскую церковь в селе Никито-Ивдельском Верхотурского уезда, а 27 февраля 1914 перевели в Никольский храм в селе Боровском Камышловского уезда, ставший его последним местом служения. В октябре 1917 года к власти в России пришли большевики, началась Гражданская война, достигшая на Урале своего разгара и крайнего ожесточения летом 1918 года. 14 июля 1918 года отец Аркадий совершал в храме венчание. Звон    колоколов услышали въехавшие в село красногвардейцы, которые сразу направились к храму, схватили священника, отвели к оврагу, приказали вырыть себе могилу и лечь в нее лицом вниз. После чего он был заколот шестью штыками. Забрать тело жители села смогли лишь после ухода красных. 24 июля состоялось отпевание отца Аркадия, он был погребен в склепе за алтарем Никольского храма.

 Говорят, что:

Почему в Церкви нельзя пользоваться мобильным телефоном во время службы?Потому что. —  С.40.

Говорят, что Церковь одобряет телесные наказания детей в семье. На      самом деле. Ил.: Фото. — С.40.

Часто спрашивают: как быть, если не получается насовсем оставить греховное поведение и после искреннего покаяния опять возвращаешься к старому? Отвечаем:  Ил.: Страшный суд. Фрагмент фрески. Монастырь Дечаны, XIV в. — С.41.

[Ответ священника:]

«Почему Бог наказывает людей за грехи, хотя сотворил их склонными к ним?..». Спрашивает / Сергей.  Отвечает иерей Роман Посыпкин// Фома. — №7(207) – июль 2020. – С.41. – (раздел «Вера», рубрика «Говорят, что»).

            ЛЮДИ (раздел). – С.42-63.

   Ко Дню семьи, любви и верности

«Это любовь!» — так называется специальный проект «Фомы», в котором священнослужители и их жены вспоминают о моменте, перевернувшем их жизнь навсегда. Читайте больше историй любви  на сайте foma.ru.

«Хватило же ему наглости!». Диакон и его супруга о том, как они встретились  и влюбились. [Сначала своими воспоминаниями делится София Мошура, супруга диакона Богдана Мошуры, переводчик с английского языка, автор православного блога в «Инстаграме»; затем рассказывает Богдан Мошура, диакон]. Подготовила Анастасия Спирина. Фото Анастасии Донченко, из семейного архива и фото stsl.ru// Фома. — №7(207) — июль 2020. — С.42-47. — (раздел «Люди»). 

  Ко Дню семьи, любви и верности

Слова любви. Подборка фото и цитат из переписки Императора Николая II и его супруги — Императрицы Александры Федоровны. [На протяжении более чем ста лет личная жизнь семьи последних Романовых остается мишенью для компрометирующих мифов и спекуляций. Между тем реальная история их супружества, основанная на вере, любви и взаимоуважении, может служить образцом семейных отношений для наших современников. Мы собрали цитаты из писем святых Николая II и Александры Федоровны друг другу. Многие ли любящие люди, супруги вот так общаются между собой сегодня?]. Публикуются фото: Император и Императрица, 1909; На вершине Ай-Петри. Крым, 1909; С новорожденной дочерью Ольгой, 1901; На борту яхты «Штандарт», 1908; Царская семья на яхте «Штандарт», 1907; Царская семья. Ливадия, 1914;  На борту яхты «Штандарт», 1912// Фома. — №7(207) — июль 2020. — С. 48-55. — (раздел «Люди»).

Пять любимых фотографий фотографа-любителя Юрия Курбатова. [Юрий Курбатов, верстальщик журнала «Фома», путешественник, фотограф-любитель. «Если честно, я ничего не понимаю в фотографии, хотя и снимаю лет с двенадцати, и книжки читал. Иной раз выставишь настройки, поймаешь момент — всё идеально: и свет и композиция. Полюбуешься немного на фото, и забудешь назавтра. А иногда щелкнешь что-то походя, в утреннем переулке, в туманном, наполненном светом лесу, а потом жалеешь, что не заметил сразу эту красоту, не остановился. Удачная фотография появляется каждый раз неожиданно, как нечто большее, чем сумма запечатленных объектов. В то же время бывает, что иной неудачный кадр вызывает  бурю воспоминаний или за ним стоит целая история. Иногда это просто мостик в прошлое, а иногда — целое зеркало. Которое позволяет заглянуть в себя, ушедшего…»]. Каждую из публикаций сопровождают пояснения автора// Фома. — №7(207) — июль 2020. — С.56-61. — (раздел «Люди»). Имеется биографическая справка (С.58).   Представлены   фотоработы:

1. Огонь. Иерусалим. Великая Суббота, 19 апреля 2014 года  (помещено на развороте ко всему материалу). [Фото демонстрировалось в московской арт-галерее «Романов двор» в рамках фотовыставки «Пасхальный свет» в октябре 2018 г.]. — С.56-57;

2. Ночная молитва. Брейтово, Ярославская область, 6-7 июня 2015. [В память о затоплении 700 сел и деревень, более ста храмов и 4-х монастырей при создании Рыбинского водохранилища силами местного священника Анатолия Денисова в деревне проводятся ночные молитвенные стояния]. — С.58;

3. Отец Сергий Вишневский (1926-2017). Ярославская область, 2015. [«К ветерану войны отцу Сергию мы попали летом 2015       года. Он жил в глухом селе Флоровском, где-то между Угличем и Рыбинском. Яркий, обаятельный, с неподражаемым чувством юмора священник повел нас на        пруд, чтобы показать свою   лодку…»]. — С.58-59;

4. Сбор урожая. Иерусалим, Елеонский Вознесенский монастырь, осень 2013. [«Неподалеку, в нескольких десятках метров, — место вознесения Христа и камень, на котором, по преданию, стояла Богородица. Иерусалим дает уникальное ощущение причастности к библейским событиям…»]. — С.60-61;

5. Синица в руке. Крым, Космо-Дамианский монастырь, август 2011. [«Синичка уже почти пришла в себя, открыла глаза и скоро вспорхнет с руки, хотя за полчаса до этого лежала на пороге, на лету врезавшись в стеклянную дверь братского корпуса монастыря. Один из монахов подобрал ее, и, нежно поглаживая, приговаривал: — Ну что же ты, глупенькая, читать не умеешь? На двери по-русски написано: “Без благословения не входить!”»]. — С.61. 

У вас будет ребенок:

Совместный проект журнала «Фома» и рубрики «У вас будет ребенок» телепрограммы «Когда все дома» (канал «Россия 1»).

Найти ребенка по видеопаспорту. Рубрика посвящена детям, которые остались без попечения родителей. В помощь потенциальным приемным родителямавторы рубрики Тимур и Елена Кизяковы придумали делать специальные фильмы о детях, складывающиеся из их рассказов о себе, о своей жизни, увлечениях и мечтах, из бесед с их учителями, воспитателями, врачами. Поддерживая это полезное и доброе начинание, журнал «Фома» в каждом номере знакомит читателей с двумя (или тремя) конкретными детьми, которые ищут маму и папу. Надеемся, что наша рубрика также поможет детям и родителям найти друг друга.Видео про этих и других детей можно посмотреть по адресуvideopassport.ru// Фома. — №7(207) – июль 2020. – С.62-63. – (раздел «Люди», рубрика «У вас будет ребенок»). В публикации этого номера представлены:

Игорь. (11 лет. Моидостижения. Обо мне. Я люблю); Узнать больше об Игоре: на сайте videopassport.ru в общем разделе по номеру    видеопаспорта  h7z4;  Для будущих родителей  Игоря: 8 (8182) 65-35-80 — региональный оператор государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, Архангельской области. — С.62-63.

Коля. (2 года. Мои достижения; Обо мне; Я люблю). Узнать больше о       Коле: на сайте videopassport.ru в разделе «У вас будет ребенок» введите в        поисковую строку: «Коля. Иркутская область. Эфир 15.03.2020». Для     будущих родителей Коли: 8 (3955) 53-98-42 — Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области. — С.62-63.

Творческие игры для детей

В специальном проекте «Фомы» — пять развивающих игр театральной направленности для детей 5-12 лет. В этом номере учимся играть в «Три предмета».

«Три предмета». / Об игре рассказывает Ирэна Кузнецова// Фома. — №7(207) — июль2020. – С.63. – (раздел «Люди», рубрика «У вас будет ребенок. Творческие игры для детей»).

КУЛЬТУРА (раздел). – С.64-89.

Так и было. 1999-й. [Проект «Так и было» — взгляд «Фомы» на путь, пройденный  страной, Церковью, каждым из нас с того момента, как начал издаваться журнал. Оглянуться, чтобы отделить преходящее, которое когда-то казалось нам самым важным, от по-настоящему ценного, которое нередко мы считали второстепенным. Оглянуться назад, чтобы сориентироваться  там, где мы находимся сейчас, и не ошибиться в выборе дороги, по которой последуем дальше]. Инфографика. Подготовила Марина Борисова. На заставке к материалу ил.: Президент РФ Борис Ельцин и Председатель Правительства РФ Владимир Путин. Фото: Александр Сенцов, Александр Чумичев/ИТАР-ТАСС; Кадр из фильма «Матрица», 1999; Взрыв жилого дома на улице Гурьянова в Москве в результате теракта. 8 сентября 1999. Фото ИТАР-ТАСС// Фома. — №7(207) — июль 2020. — С.64-71. — (раздел «Культура»). Материал включает две части. Вот краткое содержание, представленной в них информации:

Первый раздел: «Чем запомнился этот год»:

Вторая чеченская: страна в гексогеновой панике. С начала августа федеральные войска воюют в Дагестане. Вторгшиеся туда из Чечни отряды Шамиля Басаева и Хаттаба объявили о «восстановлении исламского государства Дагестан» и призвали к газавату («священной       войне»). В сентябре Россию потрясает серия терактов: по ночам один за          другим  в разных городах начали взрываться многоэтажные дома…   Российская армия ответила бомбардировкой  военных лагерей и укреплений в Чечне. 30 сентября в Чечню входят федеральные бронетанковые части. На сторону Москвы переходят полевые командиры братья Ямадаевы и муфтий Чечни Ахмад Кадыров — они сдают федералам второй город республики, Гудермес. К декабрю занята вся равнинная Чечня, в горы ушло до 3000 боевиков. К Новому году осажден Грозный. —  С.66;

Добавьте смайлик: мобильные теперь не роскошь. Мобильные телефоны, поначалу стоившие как автомобиль, за 5 лет дешевеют в 40 раз. После кризиса 1998 года они становятся общедоступными, и мобильная связь полностью телефонизирует Россию. Сами телефоны уменьшаются в размерах и наполняются массой новых функций — с этого момента начинается гаджетомания. Абоненты открывают новый вид мобильной связи — SMS, короткие текстовые сообщения. Главный показатель настроения — смайлик. — С.66;

К нему не зарастет: Пушкину исполняется 200 лет. Президент Ельцин объявляет 6 июня — день рождения главного русского поэта — официальным праздником (Пушкинский день России). — С.66;

«Generation П». Опубликован культовый роман Виктора Пелевина «Generation П», показывающий как чисто материальные интересы постепенно превращаются в настоящий сатанинский культ. — С.67;

Опасный прецедент в Европе: НАТО бомбит Югославию.  24 марта, НАТО, считая Сербию главной виновницей гражданской войны в Югославии, начала против нее военные действия, проигнорировав заступничество России. В ответ российский премьер-министр Евгений Примаков отменяет свой визит в Вашингтон — в ночь с 23 на 24 марта, уже летя над Атлантическим океаном, он велит развернуть самолет… После того как силы НАТО уничтожают сербскую военную инфраструктуру и большую часть промышленных объектов, президент Югославии Милошевич соглашается на ввод миротворцев — включая русских — в Косово. Российские «голубые каски» со своих позиций в Боснии и Герцеговине, преодолев марш-броском  более 400 км, раньше войск НАТО занимают аэродром в Приштине. В тот же день на территорию Сербии вводят сухопутные войска НАТО. — С.67;

«Берегите Россию!»: Ельцин пост сдал, Путин пост принял. 12 мая Ельцин объявляет Примакову об отставке, его место занимает Сергей Степашин, но уже  9 августа и. о. премьер-министра назначен Владимир Путин (утверждено Думой 16 августа). Ельцин называет его своим преемником. 31 декабря в полдень по московскому времени 1-й федеральный телеканал передает заявление Ельцина о досрочной отставке. Исполнение полномочий президента возложено на В. Путина. По телевизору  вся страна видит как и. о. президента приходит в свой новый кабинет. Ельцин встречает его уже в пальто. Приглашенный в Кремль Патриарх Алексий II благословляет передачу власти. Путин провожает Ельцина до машины, и тот, сказав: «Берегите Россию!», уезжает. Фото РИА-Новости. — С.67;

«ЖЖ». 15 апреля зарегистрирован сайт Livejournal.com («Живой журнал»). — С.67;

Уходят из жизни: Стэнли Кубрик, американский кинорежиссер; Александр Демьяненко, актер театра и кино, исполнитель роли студента Шурика в комедиях Леонида Гайдая; Раиса Горбачева, супруга первого и последнего президента СССР Михаила Горбачева; Дмитрий Лихачев, филолог, академик, общественный деятель. — С.68;

«Обнуление [2000]»: Мир пугается нового года. Весь мир завораживает приближение XXI века. Многих это «обнуление» пугает, — им кажется, что «зеро» сулит конец света или всемирный компьютерный сбой… Сценарии обсуждаются самые ужасные: катастрофы, финансовый коллапс, чуть ли не мировая война… — С.68;

Голос Церкви: как остановить разделение мира? 11 июня 1999 года в «Независимой газете» напечатана статья Патриарха Алексия II «Мир на перепутье.       Глобальные общественные процессы перед лицом новых нравственных вызовов». Приводятся цитаты, раскрывающие смысл этой важной статьи, автор которой ратует за «преодоление путем диалога и согласия многих нынешних разделений, от которых страдают как отдельные страны и народы, так и взаимоотношения между ними».  Ил.:  Патриарх Алексий II. Фото. — С.68.

Второй раздел: «О чем писал “Фома”» [C.69-71] воспроизводит одну из публикаций 1999          года [Фома. — №2(8) – 1999. – С.30-33].

Людмила Иванова. Искупление. [Лирический рассказ]. Рисунки Михаила Бурзалова// Фома. — №7(207) – июль 2020. – С.69-71. – (раздел «Культура»).

Семейное чтение: 

Александр Ткаченко.  История ослика, на котором ехал Христос. (Читаем вместе с детьми 9+). Рисунки Галины Воронецкой// Фома. — №7(207) — июль 2020. — С.72-79. – (раздел «Культура», рубрика «Семейное чтение»).

Школа «Фомы». Книга. Классики рекомендуют:

  В литературной рубрике «Классики рекомендуют» мы рассказываем о любимых книгах всемирно известных писателей и поэтов.

  Джон Голсуорси  и  «Записки охотника» Ивана Тургенева

Джон Голсуорси [о Тургеневе: Тургенев был поэтом от природы, самым утонченным поэтом. <…> Тургенева — аристократа, человека высокой культуры, тонко разбиравшегося в иностранных литературах, обожавшего музыку и живопись, драматурга и стихотворца — отличают три наиважнейших признака: глубокое понимание человеческой природы, глубокий интерес к жизни и глубокая ненависть к жестокости и фальши. Те, кто сомневается в этой ненависти, пусть прочитают «Муму», рассказ о немом дворнике, крепостном Герасиме, и его собаке. Никогда еще искусство не выражало столь волнующего протеста против деспотизма и жестокости. <…> Описания природы у Тургенева восхитительны. Красота «Бежина луга», «Свидания» и «Вешних вод» навсегда пленяет нас. Его «Записки охотника» проникнуты каким-то грустным восторгом, какой испытывает поэтическая натура  перед лицом природы. Я в большом долгу перед Тургеневым. У него я проходил духовное и техническое ученичество, которое проходит каждый молодой писатель у того или иного старого мастера, влекомый к нему каким-то внутренним сродством]. Рисунок Анастасии Бабич// Фома. — №7(207) — июль 2020. — С.80-81. — (раздел «Культура», рубрика «Школа Фомы”. Книга. Классики рекомендуют»).

[Информация о книге]. Автор: Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883) русский писатель-реалист. Автор романов «Отцы и дети», «Дворянское гнездо», повести «Ася». Еще при жизни Тургенев стал известен и популярен в Европе. Французский писатель Ги де Мопассан вспоминал: «Тургенев был другом Флобера, Гюго, Золя, Доде, Жорж Санд… Ни у кого не было такой открытой души, более чуткой и и доступной дружбе»; Голсуорси и Тургенев: Английский прозаик и драматург Джон Голсуорси (1867-1933) был увлеченным поклонником русской литературы. Автор «Саги о Форсайтах» и лауреат Нобелевской премии по литературе (1932) зачитывался «Анной Карениной» Толстого, произведениями Куприна, Чехова. Однако наиболее близким ему из русских авторов оказался Иван Тургенев. И действительно, во многих текстах Голсуорси заметно влияние русского прозаика, а сам британский автор прямо заявлял, что он чувствует глубокое духовное, почти иррациональное родство с автором «Записок охотника»; История создания и публикация: «Записки охотника» — это первое значительное произведение Ивана Тургенева. Печатались в 1847-1851 годах в в журнале «Современник». Через год вышли отдельным изданием. Первый рассказ «Записок…» — «Хорь и Калиныч» — сразу же принес автору литературную известность. Успех побудил Тургенева к созданию целой книги. «Записки охотника состоят из 25 очерков. Известно еще  о 17 замыслах, относящихся к циклу, которые по разным причинам остались неосуществленными; О чем произведение? Главный герой книги — странствующий помещик-охотник средних лет — в своих записях рассказывает разные истории о жизни и нравах людей, с которыми он встречается и общается. Действие рассказов происходит в южной полосе России, на стыке Орловской и Тульской губерний в начале XIX века. Автор записок знакомит читателя с деревенским колоритом, упоминает реальные географические названия, однако выбранная Тургеневым конкретная местность — сосредоточение красоты всей русской природы и уклада жизни всего русского народа. Читатель вместе с рассказчиком-охотником проходит путь  от дома Хоря в самом первом очерке до описания бескрайнего царства природы  в финальном очерке «Лес и степь»;   Смысл  произведения: В литературоведении чаще всего «Записки охотника» рассматривают как хлесткий текст, критикующий систему крепостного права. Действительно, Тургенев был его горячим противником. Однако «Записки охотника» — это прежде всего галерея прекрасных живых характеров, череда пронзительных историй о людях и их непростых судьбах. Многие герои «Записок…» — это и правдоискатели, и жизнелюбцы, и любящие ближних и готовые им помочь, волевые и смелые люди, мягкие и самоотверженные персонажи, любящие природу и тонко чувствующие ее. Тургеневская природа всегда одухотворена. Тургенев считал, что человеческое счастье возможно только тогда, когда люди научатся слышать и понимать язык природы; Тургенев и вера: Отношения с верой и Церковью у Тургенева были сложными. Он сознавал, как важно быть верующим, но сам оставался скептиком, не любил бывать на богослужениях, не воспринимал церковнославянского языка и даже отказался причаститься перед смертью. Однако писатель хорошо знал Библию и духовную литературу, ценил церковное искусство и понимал насколько значима вера для того народа, о котором он писал с такой любовью. Яков Полонский, друг Тургенева, так сказал об очерке «Живые мощи» из «Записок охотника»: «…Если б он даже ничего иного не написал, подсказывает мне, что так понимать русскую честную верующую душу и так всё это выразить мог только великий писатель»; Интересные факты;Ил.: И. С. Тургенев на охоте. Н. Д. Дмитриев-Ориенбургский. 1879; Иллюстрации к рассказам «Пётр Петрович Каратаев» и «Хорь и Калиныч» из цикла «Записки охотника». Худож. Пётр Соколов, 1890-е.; Сжигание «Записок охотника». Карикатура Л. Векселя на арест И. Тургенева. 1852; Главный дом усадьбы матери И. Тургенева Спасское-Лутовиново;  Кадр из фильма «Бежин луг», 1935; Режиссер Сергей Эйзенштейн работает с монтажом. Фото. Материал подготовила Ася Занегина// Фома. — №7(207) — июль 2020. — С.82-83. — (раздел «Культура», рубрика «Школа Фомы”. Книга. Классики рекомендуют»).

Сердце в вас встрепенется, как птица. Отрывок из заключительного очерка «Лес и степь» из «Записок охотника» Ивана Тургенева. Отрывок приводится в  сокращении. Заголовок дан редакцией// Фома. — №7(207) — июль 2020. — С.84-85. — (раздел «Культура», рубрика «Школа Фомы”. Книга. Классики рекомендуют»).

Строфы:

Совместный проект журналов «Фома» и «Новый мир».

Владимир Бережков. Оставь мне соломинку, Боже... Подборка стихотворений («Герой арены ломает стены…», 2000-е; Городок провинциальный /«Мне снится городок провинциальный…»/,1982; Саврасов. Грачи прилетели  /«Прилетели грачи, но печальна земля…»/, 1984; «Подождите меня, отец и мать…», 1996; Соломинка /«Нет проще ничего, нет ничего обычней…»/, 1982). Автор вступ. заметки Павел Крючков, заместитель главного редактора журнала «Новый мир». Рисунок Марии Заикиной// Фома. — №7(207) – июль 2020. – С.86-87. – (раздел «Культура», рубрика «Строфы»). 

Что читать:

                   Представлены и отрецензированы издания:

Священник Константин Камышанов. Адам, Ева и Рязань. Записки о русском пространстве. М.: Никея, 2020. — 160 с. — (Светлая проза) / Представляет Наталья Богатырёва// Фома. — №7(207) — июль 2020. — С.88. — (раздел «Культура», рубрика «Что читать»).

Священник Константин  Камышанов по образованию архитектор, смотрит на мир          глазами художника, воспевая в нем архитектурную сложность, гармонию и красоту.          Впрочем, «воспевать» — слишком патетическое слово для рассказов отца Константина — негромких, наполненных застенчивой нежностью и к людям, и к «братьям нашим меньшим». В этих рассказах слышатся и традиции Паустовского, который, как и автор этой книги, жил в Мещере и преданно любил ее обитателей.  И традиции деревенской прозы 1970-80-х годов — та же глубинная связь с землей, с людьми малых городов и сел, уважение к ним, умение услышать поэзию их жизни. И традиции Лескова, Шмелева… Удивительно гармоничным получился этот сборник, как произведение зодчества, в котором все части ладно пригнаны. Здесь есть место напряженно-драматическим историям, путевым заметкам, живописным бытовым зарисовкам, выразительным психологическим портретам, наполненным яркой образностью размышлениям о Боге и человеке. И все это  — лаконично, пластично, остроумно и с любовью. Книга отца Константина действует лучше всяких антидепрессантов. Прочитаешь рассказ «Время сирени» — и вдруг ощутишь давно забытое детское чувство лучистой радости, которая просто захватывала, особенно весной. В этом рассказе запах сирени «будит и тревожит ту часть души, которая всегда молодая». Таким же чудесным свойством обладают и рассказы отца Константина Камышанова, возвращая читателю радость жизни и счастливую память о юности.

Алексей Савватеев. Математика для гуманитариев. Живые лекции. — М.: Университет Дмитрия Пожарского, 2019. — 304 с.: ил. / Представляет Виталий Каплан// Фома. — №7(207) — июль 2020. — С.88. — (раздел «Культура», рубрика «Что читать»).

Книга о математике. Казалось бы, тема, интересная узкому кругу «технарей», при чем тут мировоззренческая составляющая? Кто так решит — ошибется. «Математика для          гуманитариев» Алексея Савватеева, во-первых, не для технарей, во-вторых, не только рассказывает о математике как о науке, но и показывает ее красоту. А вот в этом уже    есть и духовное измерение — ведь эта красота, если смотреть с христианских позиций, есть не что иное, как отражение Премудрости Божией. Тварный мир — это не только материя и всё, что из нее состоит, это еще и идеальные понятия, на которых, собственно, и построена математика. И вот — книга, нацеленная на гуманитариев. Причем на тех гуманитариев, для которых математика не имеет какого-то прагматического значения (на работе, учебе), которые станут читать исключительно ради интереса. А интерес такой есть, о чем свидетельствует опыт автора, доктора физико-математических наук, профессора Алексея Савватеева. Он — увлеченный популяризатор математики, он долгие годы ездит по стране и читает публичные лекции по математике. На эти лекции ломится народ, востребованность, как выяснилось, колоссальная. И эта книга как раз и родилась из прочитанных автором лекций (вернее бесед, поскольку лектору постоянно приходится общаться с          аудиторией). Савватеев ставил себе задачей не изложить систематически курс математики, а показать на простых примерах, как математики думают. И это ему удалось.

Ольга Батлер. Бегемоты здесь не водятся.М.: Символик, 2019. — 144 с. / Представляет Викентий Копытков// Фома. —  №7(207) — июль 2020. — С.89. — (раздел «Культура», рубрика «Что читать»).

Наверное, каждый ребенок верит в то, что когда все засыпают, его любимые игрушки оживают. Вот и в добрых сказках Ольги Батлер, составивших сборник «Бегемоты       здесь не водятся», именно это чудо и происходит. Игрушки не просто оживают, но они дружат со своими хозяевами, выполняют их заветные желания и даже спасают своих маленьких владельцев. Не важно из чего они сделаны — из снега, тряпочек, шерсти… Главное, что они сотворены из душевного тепла детей. Причем происходит все это здесь и сейчас — в привычных декорациях. Но поскольку это фантастические        сказки, то в сюжетах присутствуют временные порталы и параллельные реальности — например, в современной России оказывается возможной монархия. Вообще, сказки Ольги Батлер глубже, чем могут показаться на первый взгляд. Так, например, в сказке «Песня» обычные, казалось бы, куклы олицетворяют погибших в автокатастрофе       родителей главной героини. И их поступки в сказке заставляют действительно сопереживать: бояться за судьбу героев в трудной ситуации и радоваться победе вместе с ними. Причем, что очень важно, победа над злом происходит не путем силового противостояния, а благодаря великодушию и самопожертвованию главных         героев. Добавим, что книга прекрасно проиллюстрирована Екатериной Милославской. Нет сомнений, что эти рисунки (и обложка, и внутренние иллюстрации) зацепят внимание любого ребенка младшего и среднего школьного возраста, и, открыв книгу, он уже не сможет оторваться.

Страница добрых дел. На правах рекламы: С. 90-92.

Реклама: С.92-95.

Вопросы о церковном искусстве:

Почему на одних иконах Пятидесятницы изображают Богородицу, а на других  — нет? Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград». Ил.: Икона Пятидесятницы с Богоматерью// Фома. — №7(207) – июль 2020. – С.96. – (рубрика «Вопросы о церковном искусстве»).

Можно ли научиться иконописи онлайн? Отвечает Анатолий Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас». Фото pstgu.ru// Фома. — №7(207) – июль 2020. – С.96. – (рубрика «Вопросы о церковном искусстве»).

Реклама: С.97.

Эпилог:

3 вопроса о «Фоме». Отвечает директор издательства «Никея» Николай Бреев// Фома. — №7(207) — июль 2020. — С.98-99 /3-я стр. обложки/. — (рубрика «Эпилог»). Имеется краткая биографическая справка (С.98).

1. Какой материал «зацепил» лично Вас как читателя? Было крайне интересно наблюдать за развитием диалога в «Парсуне» Дмитрия Бака (с.8). Герой передачи Владимира Легойды поднимает весьма нешуточные и своевременные вопросы; Подборку высказываний Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (с.24), произнесенных им во время пандемии короновируса, безусловно, можно назвать исторической.

2. Какую публикацию Вы бы особенно порекомендовали тем, кто еще        мало знает о вере и Церкви? Ответ Александра Ткаченко на «Вопрос номера» (с.16).

3. О чем бы Вам хотелось прочесть в будущих номерах «Фомы»? …Важно         не забывать о том, что культурный контекст является тем фундаментом, от которого мы можем начать свой путь к Богу. И здесь вдохновенное внимание «Фомы» к персоналиям русской литературы и русской истории   — нам в помощь.

4-я страница обложки. Реклама мобильного приложения журнала «Фома»: СКАЧАЙТЕ  НАШЕ ПРИЛОЖЕНИЕ НА ТЕЛЕФОН ИЛИ ПЛАНШЕТ! Даются QR-коды, чтобы скачать приложение в Google Play и в App Store. А еще в приложении «Фомы» есть книги в формате еPub  и  pdf.

Фома

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *