Алеша Карамазов из V века: удивительная история святого отшельника Кириака

В шумном портовом торговом Коринфе в середине V века появился… Алеша Карамазов. В 18 лет он вдруг, словно заново, прочел слова Евангелия: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф 16:24) — и понял: «Не могу я отдать вместо “всего” два гроша, а вместо “иди за мной” ходить лишь к обедне». И тут же, не заходя домой, тайно ушел на пристань, сел на корабль и отправился в Иерусалим. Звали «коринфского Алешу» Кириак.

Алеша Карамазов из V века: удивительная история святого отшельника Кириака

Сын клирика соборной церкви, Кириак точно знал, чего хочет: посетил святые места, несколько месяцев прожил в монастыре неподалеку от Сиона, а потом направился в Лавру преподобного Евфимия Великого и принял там монашеский постриг, получив благословение идти на Иордан под начало к преподобному Герасиму.

Обольстительная ересь

Время, когда благочестивый юноша воспылал мечтой об иноческих подвигах, было для палестинского монашества сложным. Церковные иерархи обвиняли его в приверженности ереси Оригена, борьба с которой привела к тому, что в 543 году император Юстиниан Великий своим эдиктом объявил Оригена еретиком, а V Вселенский Собор предал его анафеме.

Сегодня уже трудно понять, из-за чего тогда кипели такие страсти. Греческий философ и богослов III века, первым системно изложивший идеи христианства в философском контексте, Ориген оказал огромное влияние на многих причисленных к лику святых отцов Церкви — Григория Богослова, Григория Нисского, Василия Великого и других. Сама личность этого человека, который спал на голой земле, постился, ходил босой, не имел смены одежды, а под конец, во время очередной волны антихристианских гонений при императоре Деции, был брошен в тюрьму и подвергнут пыткам, от которых вскоре умер, две с лишним сотни лет служила примером христианским подвижникам, особенно появившимся в IV веке монахам.

Но по мере развития христианского богословия оно стало принципиально расходиться с учением Оригена. В частности, немало соблазна принесла его теория «предсуществования» человеческих душ, согласно которой падшие души реинкарнируются в телах ангелов, в человеческих телах на земле или в более низших, демонических формах жизни, постепенно проходя череду перевоплощений в условной «лестнице иерархий» разумных существ.

Алеша Карамазов из V века: удивительная история святого отшельника Кириака

Все дурные предрасположения души, по Оригену, приносят с собой из другого мира, где наживают их действием своей свободной воли. А мир — это художественно устроенная тюрьма, род исправительного заведения, куда заключены rationabiles creaturae — разумные твари.

Во всех этих рассуждениях была главная для христианства загвоздка: они не отвечали на вопрос, зачем тогда приходил на землю Христос. По Оригену выходило, что все спасение свелось к тому, что христиане «получили новые законы». Ведь он утверждал, что путем многочисленных перевоплощений все души, включая души грешников и падших ангелов, в конечном итоге очистятся и спасутся.

«О прекрасная пустыня, прими мя в свои частины»

Вот с этим чрезвычайно популярным в его время среди монахов учением и вступил в борьбу инок Кириак, в чем немало преуспел и даже прославился. Впрочем, это не помешало ему пройти всю трудную школу монашеской аскезы и постичь главную науку монаха — научиться углубленной молитве.

Для начала в монастыре у преподобного Герасима Кириаку давали самые простые послушания: рубить дрова, носить воду, служить в поварне. Но Великим постом вместе со своим духовным отцом он уходил в пустыню. Там авва учил Кириака молиться и каждую неделю причащал. А когда наставник умер, 27-летний Кириак вернулся в Лавру преподобного Евфимия и «много потрудился при создании киновии». Там он сдружился с монахом Фомой, но того послали с поручением в Александрию, потом он даже стал епископом и миссионером. А Кириак поставил себе уединенную келью и 10 лет прожил в ней в полном безмолвии.

Потом он поселился в Старой Лавре и был там пекарем, больничным, гостинником, экономом. А в 37 лет его посвятили в сан диакона, он перешел в монастырь преподобного Харитона и провел там 30 лет — уже в священническом сане. Был ризничим, канонархом. А когда ему исполнилось 70, ушел в пустыню, взяв с собой лишь ученика Иоанна.

Алеша Карамазов из V века: удивительная история святого отшельника Кириака
Фаранская лавра (монастырь преподобного Харитона), 1930-е

Через 5 лет о пустынниках узнали: Кириак исцелил юношу-лунатика, которого привел к нему отец, новость быстро разлетелась по Палестине, и к ним потянулся народ. Тогда Кириак перебрался на новое место, но и там его настигла «мирская слава», и на 80-м году жизни отшельник сбежал в совсем уж дикие места. Но через 7 лет к нему и туда пришли монахи из Сукийского монастыря и умолили Кириака вернуться в обитель. И он сдался — поселился рядом с обителью в пещере, где раньше жил преподобный Харитон.

«Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?»

Туда, в пещеру, Кирилл Скифопольский и принес Кириаку послание преподобного Иоанна Молчальника, в котором говорилось о нестроениях в Иерусалимской Церкви из-за приверженцев учения Оригена — Нонна и Леонтия. Кириак предрек скорую гибель еретиков и укрепил в вере монахов, которых Нонн склонял к ереси.

Он рассказывал Кириллу о великих подвижниках, с которыми встречался — Евфимии Великом, преподобном Савве Освященном. Кирилл продолжал навещать старца и когда тот снова ушел в пустыню, и видел, что там к нему, как к преподобному Герасиму Иорданскому, прибился лев и охранял его от лихих людей, а его огород от диких коз. А однажды в засуху Кирилл видел, как по молитве Кириака пошел дождь.

Перед смертью старец вернулся в свою пещеру близ Сукийской обители. До последних дней он сохранял бодрость, пел в церкви и никогда не сидел без дела: или молился, или работал. Умирая, Кириак призвал братию, благословил всех и тихо отошел ко Господу, прожив 109 лет.

Фома

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *